Межкультурная коммуникация
Программа дисциплины
(Стандарт ПД-ГСЭ)
Программа дисциплины «Межкультурная коммуникация»составлена в соответствии с требованиями вузовского компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности Связи с общественностью, 030602, по циклу «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Факультет связей с общественностью и рекламы
Кафедра интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга
Межкультурная коммуникация
- Дать студентам целостное представление об основных проблемах, видах и формах межкультурной коммуникации.
- Сформировать у студентов основы теоретической межкультурной компетентности.
- Рассмотреть в ходе преподавания курса основные теории межкультурной коммуникации.
- Сформировать у слушателей позитивное отношение к идеологии межкультурной толерантности.
- Способствовать формированию позитивной идентичности студентов в качестве участников культурной жизни постсоветского общества.
- Для овладения курсом необходимы знания и навыки, приобретенные в ходе изучения следующих дисциплин: «Философия», «Социология», «Введение в специальность», «Экономика», «Психология и педагогика», «Отечественная история», «Новейшая история», «Культурология», «Основы теории коммуникации», «Социология массовой коммуникации», «Психология массовой коммуникации».
- В свою очередь, данная дисциплина составляет основу для таких курсов, как «Политический маркетинг», «Имидж-консультирование», «Современные международные отношения», «Основы ситуационного анализа в связях с общественностью», «Консалтинг в связях с общественностью», «Брендинг», «Репутационный менеджмент», «Техника и технологии ведения переговоров».
4. Требования к уровню освоения содержания курса.
2) В ходе учебного курса студенты получают представление о специфике мышления и поведения представителей различных культур.
3) В ходе учебного курса студенты овладевают навыками теоретического анализа основных проблем межкультурной коммуникации.
4) Студенты приобретают навыки преодоления культурных лакун в процессе межкультурной коммуникации.
5) Студенты овладевают навыками обеспечения эффективной межкультурной коммуникации.
5. Методическая новизна курса.
- Методическая новизна курса заключается в усиленном внимании к проблемам методологии (например, непонимания, культурной саморефлексии) и технологии адаптации к чужой культуре.
Тема 2. Культурное своеобразие и идентичность
“Свое” и “чужое” в теории культуры М.М. Бахтина. Культурная идентичность – статический и динамический аспекты. Этноцентризм как культурный феномен. Кризисы в обществе и их влияние на культурную идентичность. Феномен внутренней культурной эмиграции. Проблема “негативной идентичности” постсоветского общества. Массовая культура как межкультурная коммуникация.
Тема 4. Проблема понимания в межкультурной коммуникации
Границы и возможности понимания чужой культуры. Межличностная аттракция в межкультурном взаимодействии. Особенности восприятия других культур. Атрибуция в межкультурной коммуникации. Ошибки атрибуции. Предрассудки и стереотипы в межкультурном взаимодействии. Ксенофобия в условиях глобализации и глокализации.
Тема 6. Освоение чужой культуры
Виды аккультурации. Культурные барьеры. Культурный шок: причины, этапы развития, способы преодоления. Модель освоения чужой культуры М. Беннета. Проблема наследования советской культуры в постсоветском обществе как проблема межкультурной коммуникации. Туризм, война и оккупация как способы освоения чужой культуры.
Тема 7. Результаты межкультурной коммуникации
Нетерпимость и толерантность как основные стратегии межкультурного взаимодействия. Принципы саморефлексии, диалога, общественного обсуждения как предпосылкиформирования толерантности. Межкультурная компетентность и ее аспекты: культурный, языковой, коммуникативный.
2. Темы семинарских занятий.
Тема 2. Проблема понимания в межкультурной коммуникации
Границы и возможности понимания себя, другого человека, чужой культуры. Межличностная аттракция в межкультурном взаимодействии. Особенности восприятия других культур. Атрибуция в межкультурной коммуникации. Ошибки атрибуции. Предрассудки и стереотипы в межкультурном взаимодействии. Ксенофобия в условиях глобализации и глокализации.
Сущность межкультурной коммуникации. Теории межкультурной коммуникации Э.Холла, Г.Хофштеде, Ф.Тромпенарса.. Вербальная и невербальная коммуникация, их соотношение. Основные направления изучения невербальной коммуникации: сенсорика, проксемика, хронемика, кинесика, такесика. Паравербальная коммуникация. Детерминанты межкультурной коммуникации.
Тема 4. Результаты межкультурной коммуникации
Нетерпимость и толерантность в межкультурном взаимодействии. Принципы саморефлексии, диалога, общественного обсуждения как предпосылки формирования толерантности. Межкультурная компетентность и ее аспекты: культурный, языковой, коммуникативный.
- Феномен межкультурной коммуникации: история и современность.
- Феномен внешней и внутренней эмиграции (на примере советской и пост-советской России).
- Процессы миграции в постсоветском пространстве.
- Глобализация культуры: противоречия и перспективы.
- Культурная идентичность постсоветского человека.
- Проблема культурной дистанции в современном мире.
- Проблемы развития мультикультурного общества в современной Европе и США.
- Проблема личностного и группового доверия в межкультурной коммуникации.
- Межкультурные конфликты в современном российском обществе.
- Влияние СМИ на процессы межкультурной коммуникации.
- Образ России в зарубежных СМИ.
- Герменевтика культуры: виды и способы понимания чужих культур.
- Проблемы развития толерантности в постсоветском обществе.
- Понятие культуры: плюрализм методологических подходов.
- Культурные нормы и ценности.
- Социализация индивидов и групп в межкультурной коммуникации.
- Культура как язык.
- Культурная идентичность и ее формы.
- Этноцентризм и формы его проявления в культуре.
- Феномен культурной дистанции.
- Языковые лакуны.
- Культурные лакуны.
- Теория высоко–и низкоконтекстуальных культур Э. Холла.
- Теория культурных измерений Г.Хофштеде.
- Культурный шок и этапы его развития.
- Виды аккультурации.
- Межличностная аттракция в межкультурном взаимодействии.
- Невербальная коммуникация и ее основные формы.
- Атрибуция в межкультурной коммуникации.
- Акустические характеристики чужой культуры.
- Предрассудки и стереотипы в межкультурном взаимодействии.
- Ксенофобия в условиях глобализации: формы и тенденции развития.
- Межкультурные конфликты и способы их регулирования.
- Межкультурная компетентность и пути ее формирования.
- Проблемы развития толерантности в мультикультурном обществе.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
N п/п | Тема, раздел | Учебный план, часов | |||
Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | Итого по темам | |||
лекции | практические | ||||
1. | Культура и ее элементы | 2 | - | 7 | 9 |
2. | Культурное своеобразие и идентичность | 2 | - | 4 | 6 |
3. | Культурная дистанция | 2 | 2 | 4 | 8 |
4. | Проблема понимания в межкультурной комуникации | 2 | 4 | 4 | 10 |
5. | Виды межкультурной коммуникации | 3 | 4 | 4 | 11 |
6. | Освоение чужой культуры | 2 | - | 6 | 8 |
7. | Результаты межкультурной коммуникации | 2 | 5 | 4 | 11 |
Всего | 15 | 15 | 33 | 63 |
Для студентов заочной формы обучения.
N п/п | Тема, раздел | Учебный план, часов | |||
Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | Итого по темам | |||
лекции | практические | ||||
1. | Культура и ее элементы | - | - | 9 | 9 |
2. | Культурное своеобразие и идентичность | 2 | - | 4 | 6 |
3. | Культурная дистанция | 2 | - | 6 | 8 |
4. | Проблема понимания в межкультурной комуникации | 2 | - | 8 | 10 |
5. | Виды межкультурной коммуникации | 2 | - | 9 | 11 |
6. | Освоение чужой культуры | 2 | - | 6 | 8 |
7. | Результаты межкультурной коммуникации | 2 | - | 9 | 11 |
Всего | 12 | - | 51 | 63 |
IV. Форма итогового контроля
V. Учебно-методическое обеспечение курса
1. Рекомендуемая литература.
- Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003.
- Грушевицкая Т.Г., Попков В.Г., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.
- Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М., 2002.
- Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Культура и текст. Введение в лакунологию. М., 2008.
- Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., 2000.
- Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие. М., 2005.
- Симонова Л.М., Стровский Л.Е. Кросс–культурные взаимодействия в международном предпринимательстве. М., 2003.
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
- Холден Н.Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивеного менеджмента. М., 2005.
- Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально–психологические проблемы. М., 1990.
- Андреев А.Л. “Мы” и “Они”: отношение россиян к другим странам мира // Обновление России: трудный поиск решений. М., 1996.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Босрок М.М. Бизнес по-азиатски. Обычаи и деловая этика. Ростов-на-Дону, 2008.
- Босрок М.М. Деловая Европа: правила путешественника. М., 2007.
- Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб, 2000.
- Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и грамматики. М, 2001.
- Вершинин С.Е. Гендерные языковые картины или маскулинные женщины и феминные мужчины // Вершинин С.Е. Жизнь – это надежда. Введение в философию Эрнста Блоха. Екатеринбург, 2001. С. 221–223.
- Вершинин С.Е. О принципах осуществления толерантности // Государственная национальная политика: проблемы и перспективы. Екатеринбург, 2005. С.236–239.
- Вершинин С.Е. Принцип шума или проблема звуковой толерантности // Дискурс ПИ, 2003. %u2116 3. С.17–19.
- Вершинин С.Е. Путешествие за границу как упражнение в садомазохизме // Коллизии свободы в постиндустриальном обществе. Материалы межд. научно–практ. конференции Гуманит. ун–та. 15–16 мая 2003. Екатеринбург, 2003. С.642–645.
- Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации. Ростов-на-Дону, 2008.
- Гулевич О.А., Безменова И.К. Атрибуция: общее представление, направление исследований, ошибки. М., 1998.
- Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977.
- Здравомыслов А.Г. Немцы о русских на пороге нового тысячелетия. М., 2003.
- Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. Системный подход. Нижний Новгород, 2003.
- Иконникова Н.К. Современные западные концепции межкультурной коммуникации (модели индивидуального поведения в ситуации контакта культур). М., 1994.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
- Ислам в России. Взгляд из регионов. М., 2007.
- Коукер К. Сумерки Запада. М., 2000.
- Коул М. Культурно–историческая психология. М., 1997.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов–на–Д, 1986.
- Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003.
- Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 2000.
- Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. М., 2004.
- Отчет о работе по проекту «Развитие механизмов взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества с целью развития культуры толерантности по отношению к этническим, религиозным и лингвистическим меньшинствам в Свердловской области(2005-2006, Екатеринбург)». Екатеринбург, 2006.
- Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. М., 1998.
- Понимание как философско–методологическая проблема // Вопросы философии, 1986. %u2116 7–8.
- Тромпенарс Ф., Хемпден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса. Минск, 2004.
- Трубина Е.Г. Социальная антропология. Екатеринбург, 1996.
- Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII) // Успенский Б.А. Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 219–253.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
- Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995.
- Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру: учебное пособие. М., 2000.
- Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. Москва, 2007.
- Baumgart A., Jaenecke B. Russlandknigge. Muenchen, 1997.
- Hofstede, G., and Hofstede, G.-Jan. Cultures and Organizations: Software of the Mind. New York., 2004.
Контрольные мероприятия | Максимальное значение в баллах | Срок выполнения |
Посещаемость | 20 | В течение семестра |
Выступление на семинаре | 15 | В течение семестра |
Выступление на семинаре с рефератом | 20 | В течение семестра |
Контрольная работа | 20 | В течение семестра |
Подготовка публикации по темам дисциплины | 25 | Декабрь |
Участие в научной конференции* | 25 | Октябрь-декабрь |
* дополнительные баллы