Социальное недоверие как необходимость и регресс
2. Социальное недоверие не может рассматриваться как некий вторичный и однозначно отрицательный феномен. Без определенной степени недоверия невозможны ни процессы социализации (например, выработка определенного отношения к «своим» и «чужим»), ни процессы социального взаимодействия (в виде многообразных систем социального контроля), ни любые формы экономического сотрудничества (не говоря уже о конкуренции). 11аконец, в сфере политики без недоверия не обходится ни один политический институт, и многие политические процессы ярко окрашены присутствием этого феномена.
3. Недоверие может рассматриваться в когнитивном аспекте — как знание о ненадежности партнера по взаимодействию, в эмоциональном аспекте — как определенное чувство подозрительности, в поведенческом аспекте - как осторожное, избегающее риска действие. Существование недоверия может быть вызвано различными потребностями индивидов и социальных групп, среди которых, прежде всего, потребность в безопасности. Следует отметить определенную противоречивость трактовки феномена недоверия: если при психологическом подходе недоверие оценивается в основном негативно (например, в концепции «базового доверия» Э. Эрик-сона), то при социологическом и политическом подходах оно может рассматриваться как определенный социальный институт, выполняющий важные функции и в силу этого являющийся необходимостью.
4. Среди функций недоверия можно выделить следующие. Историческая. Недоверие выполняет функцию связи времен. Существующий негативный опыт, то есть опыт, связанный с прошлым, диктует определенные формы поведения в настоящем. Поэтому недоверие связывает, прежде всего, прошлое и настоящее. Недоверие не полагается на надежду, будущее выглядит здесь непредсказуемым и опасным. Поэтому акцент в ситуациях недоверия делается на настоящем. Познавательная. Всякое недоверие сводит реальное или возможное многообразие мотивов поведения к нескольким реальным или воображаемым. Это приводит к определенному упрощению в процессе познания мотивов другой стороны. Но здесь возникает своеобразная ситуация, на которую указал Н. Луман и которую можно назвать парадоксом недоверия: тот, кто не доверяет, должен собирать больше информации, чем тот, кто доверяет. Однако и среди собранной информации недоверчивый человек должен выбрать ту, которая заслуживает наибольшего доверия. В этом смысле он становится более субъективным и уязвимым. Контрольная. Если взаимодействующие индивиды не могут полагаться друг на друга, то им необходимо все время отслеживать ситуацию и быть готовыми к оперативному вмешательству. Это требует как напряжения сил, так и все более усложняющихся систем надзора и проверки. Интегративная. Один из традиционных способов социальной и особенно политической внутригрупповой интеграции -это объединение индивидов на основе недоверия к каким-либо группам или социальным институтам. Солидарность, прежде всего на основе недоверия, становится одной из причин возникновения постсоветской «негативной идентичности» (Л. Гудков).
5. Отметим несколько общих тенденций формирования недоверия в постсоветском обществе. Если следовать логике Э. Гидденса, то переход к современному обществу (модерну) означает возникновение доверия к абстрактным системам, то есть символическим знакам и экспертным системам, и в этом смысле предмодерновые контексты порождения доверия - родственные отношения, локальные сообщества, религиозные космологии и традиции - постепенно теряют свою связывающую силу. Эта тенденция была заметна уже в советском обществе, характерной чертой которого было культивирование доверия к обществу, то есть трудовому коллективу, коммунистической партии, профсоюзу, школе и т.д. Соответственно, доверие к себе, к родственникам и друзьям/знакомым оказывалось производной от доверия к какой-либо социальной (под)системе. Доверять следовало больше другим, чем себе, то есть доверие к обществу и группе сопровождалось недоверием к себе. «Большая семья» в различных вариантах была важнее, чем своя собственная, малая. Кроме того, эти круги доверия всегда находились в так называемом «враждебном окружении», в роли которого выступали внешние и внутренние классовые враги. В результате доверие всегда находилось под угрозой, и его надо было постоянно завоевывать и доказывать.
6. Постсоветское общество характеризуется, во-первых, постепенным растрачиванием символического капитала доверия к власти и различным социальным институтам. Симметрия доверия к системе и недоверия к себе сменилась недоверием к системе и доверием к себе. При этом недоверие к российскому государству сопровождается - после недолгого перерыва в 1990-х гг. - возрастанием недоверия к «Западу». Во-вторых, при становлении постсоветского общества многие деловые инициативы опирались на помощь родственников, а экономическая и социальная роль семьи возросла. В результате сложившаяся ситуация может быть истолкована как откат - притом не всегда эффективный - к традициям домодернового общества. В-третьих, производимое, прежде всего, в политической сфере (властных структурах) недоверие имеет тенденцию распространяться на другие сферы общественной жизни, создавая тем самым ситуацию идеологического и исторического тупика. Выход из него возможен только при нахождении и достижении качественно нового соотношения социального и политического недоверия и доверия.
Публикации на эту тему: