3.6.1. Не
Синонимом голода, наиболее важного инстинкта-побуждения, является Не (Nicht). Не — это нехватка чего-либо и бегство из этой нехватки. Не — это побуждение к тому, что отсутствует. Посредством Не отражается весь комплекс побуждений живого существа: мнение, интендирование, тоска, желание, инстинкт, потребность, воля, дневная мечта. Любое Нечто начинается с Не. В этом смысле можно говорить об универсальности и непрерывности Не.
Однако такое Не является достаточно неопределенным. Про него можно сказать, что его главная функция состоит в побуждении, что оно является некоей «движущей силой» и в этом своем качестве не может рассматриваться как категория негативная. Конечно, выступая как форма утопически-диалектического, продвигающего и продвигающегося вперед отрицания, такое Не отрицает всякий покой, статичность и завершенность. Но это, согласно Блоху, есть некое позитивное полагание, поскольку в его движении выявляется то, что было заложено, развивалось и подразумевалось в предметах этого отрицания.
Свою неопределенность Не уменьшает, будучи обращенным на какие-либо конкретные предметы и события.
Такое Не, во-первых, всегда связано со Здесь некоего Нечто, поэтому оно не задерживается у себя, а становится более конкретным и активно-побудительным. Поэтому оно есть одновременно Не-Здесь. Это "неуспокоенное отрицание", недовольство Ставшим.
Во-вторых, Блох переходит на новую ступень анализа и говорит о Не как о «Не-Имении». Переформулирование проблемы голода в проблему Не-Имения позволяет Блоху перейти к обсуждению онтологических аспектов своей теории. Из Не-Имения как беспокойства выводятся все характеристики Бытия. Не-Имение не есть статичный феномен, это непрерывное движение. Таким образом, Не вводится как атрибут нетождественности предмета и ситуации самим себе.