На главную Карта сайта Написать

3.5.4. Формы Еще-Не-Осознанного

 

     Еще-Не-Осознанное может проявляться в различных формах. Блох выделяет таковых три.

   Первая форма - юность, "зеленое время", более чем наполовину состоящее из Еще-Не-Осознанного. Перед взором молодых людей находится нечто теплое, светлое, утешительное, мерцающее где-то впереди: "Юность и движение вперед — синонимы"[i].

 Вторая форма — поворотные пункты истории. Юность может совпадать с поворотными пунктами истории, и тогда она переходит от неясных предчувствий к предчувствиям более или менее социально заостренным, связанным с обществом. Согласно Блоху, так случилось с русскими народниками, а в Германии – с революционными студентами "Sturm und Drang"[ii]. Поворотные пункты сами по себе времена молодости в истории, это преддверие восходящего общества. Лучший пример тому Ренессанс, где при переходе от феодального к современному буржуазному обществу особенно заметны порыв и ожидание, осознанное предчувствие. Все поворотные пункты наполнены и переполнены Еще-Не-Осознанным.

 Третья форма — духовная продуктивность, творчество. Это "работоспособное предчувствие" проходит три стадии[iii] и воплощается в так называемом Пред-Явлении (Vor-Schein) в науке, религии, искусстве. Еще-Не-Осознанное является смутным, брезжащим, туманным полюсом сознания, что нельзя, однако, считать его недостатком. Оно является таковым, ибо оно есть психическая репрезентация Нового, Еще-Не-Ставшего, это пред-осознание наступающего.   

    На этой категории следует остановиться более подробно. Категория «Schein» использовалась традиционно в немецкой философии в двух значениях: как иллюзия, обманчивая картина в выражении «Schein und Sein» – иллюзия и действительность, и как видимость, то, что светится, мерцает, но что нельзя сразу распознать - в выражении «Schein und Wesen» - видимость и сущность[iv]. При подобной гносеологической дихотомии на долю этого понятия выпадала несчастливая судьба - оно не было самодостаточным и, вечно дискриминируемое, не любимое, являлось лишь ступенькой, покрывалом, которое надо было отбросить, чтобы пробиться к сущности, к “истинной” действительности. 

   Блох, как и во многих других случаях, идет наперекор философской традиции, предлагая свою версию. Его категория “Vor-Schein» означает, во-первых, присутствие момента объективности – это уже не просто некая субъективная видимость, не просто субъективная фантазия, это выражение того, что содержится в самом бытии, это объективно наличное, но еще не   ставшее, не развернувшееся. Тогда и фантазия является не столько субъективной, сколько объективной (Блох часто использовал выражение «объективная фантазия»). Во-вторых, если в этой категории присутствует момент объективного, тогда истина может быть связана не только с сущностью, но и с этой пред-явленностью. Тогда последняя - это видимость, но не иллюзия[v]. Подобная трактовка становится возможной только при понимании истины как отражении «не фактов, а процессов», как «обозначении тенденции и латенции того, что еще не стало и нуждается в своем деятеле»[vi]. Становится ясным, почему Блох добавляет префикс “Vor» - «перед», «до». Это сигнал, знак приближения (появления-обнаружения) некоей до сих пор скрытой тенденции, которую пока трудно увидеть, распознать. Поэтому в русской версии перевода был выбран процессуальный вариант - «предъ-явление» (сущности или тенденции)   или “предъ-явленность”. На мой взгляд, так можно лучше передать моменты объективности и истинности, хотя при этом и теряются моменты, связанные с видимостью. Если в одном из переводов Гегеля выражение “esscheint” переводилось как «светится видимостью»[vii], то в данном переводе хотелось бы подчеркнуть момент, что оно светится сущностью.

   «Предъ-явление» обнаруживается прежде всего в искусстве. Именно искусство в своих образах, символах, ситуациях, действиях, ландшафтах доводит до конца, представляет все то, что есть в мире в виде тенденций. В художественном образе они уплотняются, обостряются, делаются более видимыми. Поскольку искусство – это лаборатория и праздник исполненных возможностей[viii], только оно способно обсуждать Еще-Не-Осознанное, скрытое. В 1950-е гг. Блох вводит выражение «эстетика Предъ-Явления», посвящая в «Принципе надежды» многие страницы описанию примеров этого «Vor-Schein’а»[ix].

   В целом можно сказать, что категория «Предъ-Явления» является у Блоха онтологически укорененной категорией теории сознания, гносеологии, эстетики. Она связывает, активизирует, опосредует сознание и действительность, так как воспроизводит, а точнее – набрасывает, будущую реальность, в свою очередь, мотивирует субъекта, который воздействует на неготовую, открытую природу и историю, которые, в свою очередь, воплощаются в следующих «фор-шайнах» и так до бесконечности… 

 Подведем некоторые итоги.   Исследуя проблему бессознательного, Блох, полемизируя с Фрейдом, по существу, повторил его логику.   Блоху удается описать внешние формы существования Еще-Не-Осознанного, однако подробно разработанной концепции данного феномена у него нет. Еще-Не-Осознанное остается своего рода «черным ящиком», функции и формы проявления которого можно лишь описать. Однако сама по себе данная гипотеза могла бы остаться достаточно любопытной, но все же спекулятивной концепцией. Блох, отчетливо понимая это, не остановился на гносеологических моментах, а предложил оригинальную концепцию бытия как Еще-Не-Бытия, коррелирующую с концепцией Еще-Не-Осознанного.



[i] Bloch E. Das Prinzip Hoffnung. S.133.
 
[ii] "Sturm und Drang" (“Буря и натиск”) - литературное движение в Германии 70-80-х гг. XVIII в.
 
[iii] Для инкубации характерно брожение, цели еще находятся в тумане, в теплоте. Инспирация – это молниеносное озарение, которое как бы приходит извне. Экспликация – это воплощение видения в предмете.
 
[iv] См. Wahrig G. Deutsches Woerterbuch. Muenchen, 1984, S. 3216; Немецко-русский фразеологический словарь. М., 1956. С. 725.
 
[v] Bloch E. Das Prinzip Hoffnung. S. 247.

[vi] Bloch E. Literarische Aufsaetze. Fr.a.M., 1965. S.141. Исходя из подобного понимания истины и самого “Vor-Schein”, мы не можем согласиться с переводом данной категории как “пред-видения”, предложенного Л.Лисюткиной (cм.: Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. М., 1991. СС. 64–76). Речь идет о синтетической категории онтологии, гносеологии и эстетики, а не о категории исключительно познания. Поэтому акцент при переводе термина делается мной не на то, что индивид видит, а на то, что открывается ему благодаря наличию у него такого свойства сознания, как Еще-Не-Осознанное, и такого свойства бытия, как Еще-Не-Бытие. Блох опирается в данном и подобном ему контекстах не на теорию отражения, а на теорию “порождения” - примерно так можно пeревести термин “fortbilden”. (О значении “fortbilden” см.: Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург, 1997. СС. 179–182). Точно также я предпочел переводить термин “Latenz” как латенция, а не латентность, как это предлагает Л. Лисюткина (см.: Утопия и утопическое мышление. С. 78). Это позволило сохранить смысловую близость к тексту Блоха (целостность выражения “Tendenz-Latenz”), трактуя – в субстратном, а не функциональном аспекте - латенцию как скрытую тенденцию. Если же использовать выражение «латентность», то опять появляется сильный гносеологический оттенок. Между тем пафос блоховской философии заключается, на мой взгляд, в преодолении гносеологизма.

[vii] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 427.

[viii] Bloch E. Das Prinzip Hoffnung. S. 249.

[ix] Эта эстетика была и инструментом полемики против чисто социологической трактовки искусства или его рационалистического принижения, попыткой сохранения эстетики как философской дисциплины. См. об этом: Klatt G. Vom Umgang mit der Moderne / Aesthetische Konzepte der 30-er Jahre. Lifschitz, Lukacs, Lunatscharski, Bloch, Benjamin. Berlin, 1984. S. 154.


Перейти к следующей главе