На главную Карта сайта Написать

3.4.2. Блох contra Фрейд  

 

   В центре внимания З. Фрейда, согласно Блоху, была "Nachttraum" — ночная греза-сновидение как переживание сознания, исполнение желания, выражение удовольствия или неудовольствия, структурно оформленное или хаотичное. Ночные грезы являются устранением мешающих сну раздражений путем галлюцинаторного их удовлетворения[i]. Но существуют еще и дневные грезы, к анализу которых Фрейд обращался несколько раз, ибо считал, что "изучение психоневрозов ведет к удивительному выводу, что эти фантазии или дневные грезы — ближайшие ступеньки истерических симптомов"[ii]. По мнению Фрейда, ночные и дневные грезы имеют много общего: подобно ночным грезам, дневные являются исполнением желаний, в значительной мере основываются на детских переживаниях, радуются определенному ослаблению цензуры[iii]. В других своих статьях Фрейд упоминает дневные грезы молодости, эти фантазии удовлетворяют желания, происходящие из тоски и лишений: "Неудовлетворенные желания являются движущей силой фантазии"[iv]. Получается, что счастливый человек не фантазирует, это удел недовольных людей. Дневные грезы, согласно Фрейду, возникают в равной степени у юношей и у девушек, но если у юношей (мужчин) дневные грезы являются эротичными или тщеславными, то у девушек (женщин) в основном эротичными. Эти дневные грезы — осознанные и бессознательные — люди стыдливо оберегают как интимнейшее достояние своей личности. На улице легко можно узнать человека, погруженного в дневные грезы, — по внезапной, отсутствующей улыбке, разговору с самим собой, ускоренной походке. Все эти продукты деятельности фантазии, эти воздушные замки не являются застывшими и постоянными, они изменяются в зависимости от пола, характера жизненных отношений личности, несут на себе "приметы времени". И хотя фантазия находится одновременно между прошлым, настоящим и будущим, она опирается все-таки на прошлое, чаще всего — на инфантильные переживания. Таким образом, следует особо подчеркнуть, что для Фрейда дневные грезы лишь аналог ночных, они тесно связаны с психоневрозами, базируются на воспоминаниях и выражают неудовлетворенное желание.

   Блох выступает против данной позиции Фрейда. Его постулат: "Воздушный замок — не преддверие ночного лабиринта"[v]. Если в психоанализе дневная греза лишь ступень, первая фаза ночных грез-сновидений и имеет какое-то значение лишь в связи с последними, то в философской концепции Блоха она приобретает иной, значительно более серьезный и самостоятельный вес. Вся публицистическая и научная деятельность Блоха была направлена на изучение феномена, мало попадавшего в поле зрения предшествующей философии, — так называемых "малых дневных мечтаний" (kleine Tagtraeume). Вся жизнь человека, по Блоху, от юности до старости пронизана дневными мечтами. Мечтает ребенок, спрятавшись в уединенное место, рисуя сказочные города и замки; мечтают молодые люди о будущей карьере, семейной жизни, приключениях, красоте, вершинах, которые предстоит покорить. В зрелом возрасте другие мечты: бюргер мечтает о своем магазинчике, должности в магистрате, пролетарий — о счастливом для всех мире. В старости желания затухают, остается лишь очень немногое, прежде всего деньги. Цирк, кино, театр, ярмарки, сказки, бульварные романы, танцы - все это непосредственно связано с дневными мечтами, с мечтами о лучшей жизни и счастье.

     Каковы же основания для того, чтобы говорить о значительной роли дневных мечтаний в жизни каждого человека? Если снова обратиться к характеристике "Я есмь" — темноте проживаемого мгновения, то в ней мы выделили лишь одну грань — дистанцию между настоящим и прошлым, когда проживаемое становится переживанием. Однако, по мнению Блоха, в этой темноте есть и другой полюс, обращенный к будущему и даже соприкасающийся с ним. Если помнить о наличии побуждения (напора, тоски, стремления), то это побуждение именно к тому, чего у нас нет. «Завтра» — другое, лучшее, чем «Сегодня», – парит впереди. В этом смысле мы непрерывно перешагиваем из Теперь в Потом. Картина аффективного сознания выглядит как узкое актуальное сознание, имеющее две стороны. Одна сторона - это сфера забывания, "вечерние сумерки" сознания, другая — сфера предвосхищения будущего, это как бы "сумерки впереди", это состояние утреннего рассвета, когда предрассветная мгла не позволяет рассмотреть окружающие предметы и то, что впереди, но постепенно рассеивается[vi].  

   Блох избегает иных характеристик, способных затушевать непосредственность этой направленности в будущее. Так, он неоднократно повторяет: "...мы живем, потому что мы живем"[vii]. Единственное направление, которое он указывает, состоит в том, что "мы живем из самих себя наружу", и оно связано с побуждением в будущее.   Выражением этой направленности на будущее и является дневная мечта. Она обладает рядом особенностей, которые заметны при сравнении характеристик Фрейда и Блоха, данных грезе и мечте.

    Согласно Фрейду, греза-сновидение имеет ряд особенностей:

1) во сне взрослое Я ослаблено и не может осуществлять цензуру;

2) из бодрствующего состояния сохраняются только "остатки дня", то есть разрозненные представления, используемые ночной фантазией;

3) внешний мир со своими практическими целями, со своей реальностью блокирован, Я возвращается к своему детскому Я. 

      Дневная мечта Блоха обладает противоположными качествами.

 1) Она бодрствует и не является галлюцинацией[viii]. Она не   давит на нас и всецело находится в нашей власти. Я свободно взмывает   в неизвестность, прокладывает свой путь. Ясный дом мечты   воздвигается по собственным представлениям, в то время как спящий   никогда не знает, что ждет его за порогом бессознательного. В дневной   мечте прекращается цензура, она более свободна, чем сновидение;

2) в дневной мечте Я не столь ослаблено, как ночью, в сновидении. И   если Фрейд все время говорит о “детском Я”, то герой дневной   мечты — всегда взрослая личность, “взрослое Я”[ix]. Носитель дневной мечты постоянно наполнен осознанной волей к лучшей жизни. Когда Цезарь стоял в Гадесе перед колонной Александра Македонского, он воскликнул: "40   лет, и еще ничего не сделано для бессмертия". В этой дневной мечте о   бессмертии, отмечает Блох, Я, отреагировавшее подобным образом, было   не детским Я, а Я взрослого (будущего) Цезаря. Такое Я - это Я взрослой   силы. Таким образом, Я дневной мечты производит, согласно Блоху,   "утопизирующее усиление себя самого".

    Возможны различные варианты расшифровки этого тезиса: с одной стороны, тезис об утопизирующем усилении самого себя может означать ясное представление о себе, своих возможностях и своих действиях в воображаемых будущих ситуациях. Сам Блох, видимо, придерживался этой точки зрения. Похожие замечания встречаются в феноменологических трудах по социологии; например, у А. Шюца, ссылающегося на Гуссерля, можно встретить следующее высказывание: "Когда я фантазирую, я становлюсь старше»[x]. Во всяком случае, мы можем допустить расширение способности личностного переживания различных ситуаций. Правда, здесь возникает еще одна интересная проблема, требующая отдельного исследования: если из первого и второго пунктов следует, что цензура отсутствует и Я усиливает в мечтании самого себя, то как проявляется это усиление? Это усиление произвольного, свободного фантазирования, то есть нарушения всех границ, правил, ценностей, или же это фантазирование в определенных границах, с чувством ответственности? И тогда возможно обучение мечтанию, «мечтание по правилам»? Но будет ли тогда это действительным мечтанием?  

    Наконец, возникает проблема самопредставленности себя в дневном мечтании - насколько индивид представляет самого себя во время таких мыслительных действий? Ведь в дневных мечтах может отсутствовать внешняя выраженность образа мечтающего. Это обстоятельство зафиксировал, например, М.М. Бахтин:"...Я вхожу в этот мир как главное действующее лицо в нем, которое одерживает победу над сердцами, завоевывает необычайную славу и проч. Но при этом я совершенно не представляю себе своего внешнего образа, между тем как образы других действующих лиц моей мечты, даже самые второстепенные, представляются с поразительной иногда отчетливостью и полнотой..."[xi]. Это обстоятельство, как мне кажется, Блох преодолевает своим третьим пунктом характеристики дневных мечтаний;

 3) если спящий одинок в своих сновидениях и сосредоточен на себе, то Я мечтателя связано с другими Я. Герой дневной   мечты открыт миру. Дневная мечта шире ночной, ибо она связана с   мечтами об улучшении мира, более открыта, так как она может и должна быть сообщена другому (другим);

4). дневная мечта, подобно грезе-сновидению, отталкивается от желания, но, в отличие от грезы, направлена на конечное, итоговое, совершенное состояние человека, общества, мира. Причем обязательно это место находится в будущем, даже если это образ из какой-либо сказки или мифа. Даже обычное начало сказки: «Это было однажды», - отсылающее к прошлому, согласно Блоху, включает в себя возможность некоего будущего «Однажды».

      Таковы общие особенности дневных мечтаний, в отличие от ночных грез, то есть сновидений.   При этом Блох констатирует, что сами дневные мечты неоднородны. Одни из них — это ослабляющее бегство от действительности, добыча для обманщиков. Другие хотя и не мирятся с плохим наличным существованием, но и не отрываются от него. Именно эти другие являются надеждой в зародыше и поддаются научению. Дневная мечта, по мысли Блоха, должна быть нацелена на правое дело.  Если бы Блох остановился только на описании области дневных мечтаний (что он и делал на протяжении многих десятилетий), этого одного хватило бы, чтобы войти в историю современной немецкой литературы и публицистики. Однако его привлекало изучение глубинных оснований столь банального и столь загадочного феномена индивидуальной и коллективной исторической жизни. Сопряжение надежды как определенного аффекта с сознательно-взрослым мечтанием открывало новые горизонты описания в новом социально-историческом контексте, но и только. Поиск же глубинного основания привел к открытию новой парадигмы в исследовании сознания.  



[i] Противоречивость, зафиксированная на уровне значений, прослеживается и в дискуссиях о функциональной роли "Nachttraum". Так, в 1983 г. английские ученые – биохимик Ф.Крик (F.Crick) и математик Г.Митчисон (G.Mitchison) – создали концепцию, смысл которой в немецком варианте звучит так:"Wir traeumen, um zu vergessen" (“Мы грезим, чтобы забыть”). Согласно этой концепции, мозг стирает следы воспоминаний, которые могут помешать "нормальному", бодрствующему мышлению, защищает сознание от галлюцинаций. Напротив, традиционная позиция З.Фрейда: "Wir traeumen, um uns zu erinnern" (“Мы грезим, чтобы вспомнить себя”). Очевидно различие в трактовке временной направленности грез в этих концепциях.    Добавим еще, что воображение не может не поражать асимметрия бессознательного и осознаваемого. Исследования, проводимые современными психологами, показали, что еженощно человек грезит 5–7 раз, что по времени составляет примерно 2–2,5 часа. Если допустить, что за одну ночь это происходит 6 раз, за неделю – 42 раза, за один год – 2184 раза, тогда за 70 лет жизни набирается почти 153 тысячи грез-сновидений. Однако, согласно некоторым данным, лишь один раз в год спящий вспоминает сон-грезу(см.: Handwoerterbuch Psychologie / Hrsg von R.Asanger und G.Wenniger. 4 Aufl. Weinheim,1992. S. 802-808; см. также: Jung C.-G. Vom Wesen der Traeume // Grundwerk C.-G.Jung. Olten; Freiburg im Breisgau. 1991. Bd 1. S.168–184.

[ii] Freud S. Die Traumdeutung // Freud S. Studienausgabe. Bd 2. S.473. Слово "Tagtraum" Фрейд часто ставит в кавычки, подчеркивая его необычность, нетрадиционность. На наш взгляд, логика теории подталкивала Фрейда к изучению этого феномена, однако общая направленность как самого предмета исследования, так и исследователя на прошлое, воспоминания воспрепятствовали такому повороту. И это обстоятельство уловил Блох.
 
[iii] Ibid.
 

[iv] Freud S. Der Dichter und das Phantasieren (1908) // Freud S. Studienausgabe. Bd.10. Bildende Kunst und Literatur, 1969. S.174; см. также: Freud S. Studienausgabe. Bd 6. Hysterie und Angst. 1971. S.188-195. 

[v] Bloch E. Das Prinzip Hoffnung. S.98.
[vi] Здесь мы сталкиваемся с ситуацией перевода, аналогичной ситуации с термином "Traum". Дело в том, что слово "Daemmerung" может обозначать сумерки как вечерние, так и предрассветные. Хорошо известна ситуация с переводом названия одной из опер Р.Вагнера "Goetterdaemmerung", которое трактовалось и как "Гибель богов" и как "Закат богов". Последнее название несомненно ближе к оригиналу. Как известно, Ф.Ницше также обыграл это выражение ("Goetzendaemmerung") – “сумерки идолов”. Блох использует выражения "Daemmerung nach vorwaerts", "Aufdaemmerung", чтобы подчеркнуть – в противовес традиции употребления данного слова – момент связанности с будущим и направленность на него. На наш взгляд, тема реабилитации "темноты" в творчестве Блоха заслуживает отдельного исследования, так как он и здесь выходит из традиционных рамок противопоставления тьмы и света, делая упор на переходе первого во второе. Вводя темноту в качестве онтологической характеристики человеческого существования, Блох, по существу, придает такой темноте позитивное значение. Отсюда трудности с переводом: ибо как передать “являющую темноту” через характеристики света? Отсюда такие варианты перевода, как “мерцание”, ”рассвет”, ”утренние сумерки”, “предрассветный полумрак” и т.д. (М. Горький употребляет выражение “серые сумерки утра”, см.: Словарь русского языка. М.,1984. Т.4. С. 306). Однако православные традиции словоупотребления в русском языке существенно ограничивают возможности адекватного перевода и вынуждают создавать понятия-кальки. 
 

[vii] Bloch E. Das Prinzip Hoffnung. S. 49.

[viii] Место, где существует дневная мечта, – это настроение. По Блоху, оно отличается от самочувствия тем, что последнее более связано с состоянием тела.   А настроение больше связано с состоянием Я. Если самочувствие похоже на шорохи, возникающие из многих природных неупорядоченных звуков, то настроение похоже на звучание оркестра перед началом концерта, когда одновременно звучат различные пассажи. В настроении нет решающего и преобладающего аффекта, оно состоит из смешения многих.
[ix] Bloch E. Das Prinzip Hoffnung. S.102.

[x] См: Schuetz A/Luckman T. Strukturen der Lebenswelt... S. 49

[xi] См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979. С.27. Блоха в данном случае не занимает дихотомический вопрос, является ли фантазирование признаком силы или свидетельством слабости, юности или старости, старит фантазирование или молодит. Его цель - найти в природе человека и в истории человечества такие механизмы, которые свидетельствовали бы об укорененности и непрерывности этого процесса.

Перейти к следующей главе