На главную Карта сайта Написать

г) Политическая символика: трудности с самоидентификацией

       Военное поражение и образование двух немецких государств создавали для обоих большие трудности при выработке нового общественного консенсуса о принципах, формах и методах государственного устройства. Большую роль в этом должна была сыграть политическая символика, которая способствовала бы укреплению государственного сознания в каждом из государств.

       Что касается ГДР, то перед ней стояла двоякая задача: с одной стороны, сохранить преемственность с германской историей, представляя ГДР и “социалистическую немецкую нацию” как “продолжателя и завершителя прогрессивных, гуманистических, демократических и революционных устремлений всей немецкой       истории”[i]. Тем самым ГДР представала в виде кульминации развития всей истории Германии. С другой стороны, необходимо было подчеркнуть специфику социалистического государства в отличие от капиталистической ФРГ.

     Решение первой задачи было связано с принятием традиционных для Германии цветов флага — черно-красно-золотого и гимна ГДР, в котором содержались слова: ”Восставшая из руин, обращенная в будущее, позволь нам служить тебе на благо, Германия, единая Отчизна”[ii]. Однако после возведения берлинской Стены в 1961 г. данные слова не отражали реальности — и текст государственного гимна не исполнялся последующие 28 лет[iii].

   Если ФРГ переняла от Веймарской республики изображение орла как символ государства, то ГДР была вынуждена ввести свою — новую, более механистическую – символику, отражавшую иную идеологию. Здесь возникла проблема: первоначальный вариант (1949–1952) был создан на основе подражания советской эмблематике – черный молот на красном фоне и вокруг него венок из колосьев. Однако большая роль интеллигенции при строительстве нового социалистического государства заставила внести в герб олицетворяющий ее символ – циркуль. Этот герб в силу политических соображений, связанных с попытками решить вопрос объединения Германии, долгое время не помещался на государственном флаге. Новый флаг произошло только в 1959 г.[iv].

     Колебания в принятии политической символики отражали колебания политического курса: с одной стороны, провозглашалось “планомерное построение основ социализма” в ГДР (2-я партконференция СЕПГ, 1952 г.) и в соответствии с этим курс на “обострение классовой борьбы” с буржуазной идеологией, и прежде всего с империализмом ФРГ; с другой стороны, стремление к объединению Германии и лозунг “Немцы за одним столом!” (4-й съезд СЕПГ, 1954 г.). Эта двойственность в той или иной форме проявлялась и в последующие десятилетия существования ГДР. 

    Попытки самоидентификации были связаны не только с государственной атрибутикой, но и с предметами, символизирующими уровень и качество жизни. В этом аспекте одной из наиболее примечательных является история массового автомобиля ГДР “Трабанта” и попытка создания своеобразного “трабисоциализма” как ответ на исторический вызов нацистского “ фольксвагенсоциализма”[v]. Однако соревнование с автомобильными концернами ФРГ, изначально находившимися в более благоприятных стартовых условиях, обрекло автомобилестроителей и жителей ГДР на роль вечно догоняющих. Символ технического и социального прогресса, который должен был демонстрировать благосостояние населения ГДР, превратился в символ отсталости, предмет бесчисленных насмешек и анекдотов, одним из наиболее сильных компонентов возникновения и развития комплекса неполноценности – как «автомобильного», так и политического.            С течением времени символы государственной идентификации обнаруживались и в других областях социальной жизни, например в спорте (успехи на Олимпийских и прочих играх как свидетельство прочности и эффективности развития социалистического государства). 

    В целом же, как показали события 1989–1990 гг., и, прежде всего, молниеносное – по историческим меркам – присоединение ГДР к ФРГ, политическая самоидентификация большинства населения ГДР (если не учитывать некоторую часть левой интеллигенции и ортодоксальных членов СЕПГ из различных социальных групп) оказалась достаточно поверхностной.

 


[i] См: Успешные годы. Вклад СЕПГ в теорию и практику развитого социализма. М.,1985. С.202.

[ii] Гимн ГДР был создан на слова И. Бехера и музыку Г. Эйслера.

[iii] Положение изменилось лишь с 28 ноября 1989 г., когда гимн стал исполняться вместе со словами. Последний раз гимн был исполнен 2 октября 1990 г., перед юридическим вступлением ГДР в ФРГ 3 октября 1990 г. По свидетельству очевидцев, многие жители ГДР, слушавшие в этот момент радио, плакали…

[iv] См.: Weidenfeld W., Korte K.-R. Handwoerterbuch zur deutschen Einheit. Bonn,1991. S.505.

[v] Германия уже к концу 30-х гг. ХХ в. представляла собой страну с уже сложившимися сильными традициями автомобилестроения (Даймлер-Бенц, Опель, Форд, Ауто-Унион и т.д.). Состоявшаяся в мае 1938 г. в местечке Фаллерслебен закладка нового автомобильного завода ознаменовала начало новой эпохи в германской истории – эпохи народного автомобиля, фольксвагена. В массовое сознание внедрялась мысль о “фольксвагенсоциализме”. Автомобиль становился одним из способов национальной самоидентификации. В соответствии с этим новый режим в Восточной Германии должен был ответить как на исторический вызов нацистского государства по обеспечению личного благосостояния широких масс населения, так и на все усиливавшуюся конкуренцию со стороны автомобильных концернов Западной Германии. Стартовые условия были крайне неблагоприятны: единственные крупные автопредприятия в Цвикау, принадлежавшие Августу Хорху, в 1946 г. были национализированы и большая часть оборудования была позже отправлена в СССР в счет репараций. Были нарушены и традиционные связи с землями западной части Германии, откуда поступали многие комплектующие. В 1948 г. на основе этих двух предприятий было создано автообъединение “Ифа”. Началось производство сначала грузовиков, а затем и легковых автомобилей. Новый этап наступил в 1955 г., когда народное предприятие Заксенринг Аутомобильверке Цвикау показало новую автомашину П-70 с кузовом из пластмассы. Эта модель была для своего времени достаточно современной и стала для населения ГДР и руководства СЕПГ свидетельством экономического подъема и успешной конкуренции с автомобилестроителями ФРГ. Однако эту машину ждало печальное будущее: все попытки конструкторов усовершенствовать ее наталкивались на отказ партийного руководства. Даже в 1955г. двухтактный мотор мощностью в 18 л.с. и цена 8 тыс. марок выглядели не очень убедительно в сравнении с традиционным “фольксвагеном”. В 1968 г. конструкторы создали модель, которая, по позднейшим отзывам специалистов с “Фольксвагена”, по некоторым показателям превосходила западногерманский технический уровень. Партийное и государственное руководство отвергло предложение запустить эту модель в серию. То же произошло и в 1979 г., когда новая модель, также по “лености” верхов, осталась только в чертежах. Производство автомобилей до последних месяцев выпуска оставалось убыточным: 3 тыс. марок государственных дотаций на каждый автомобиль. Очередь на машину растягивалась на 10–15 лет (Deutsche Tribuene. 1991. N 32. S.9).