г) Преодоление регионализма
Традиционное для Германии разделение на земли сохранялось в ее восточной части первые семь лет после Второй мировой войны. В первой Конституции ГДР (1949) было записано: “Германия является неделимой демократической республикой, образованной на основе немецких земель”[i]. В соответствии с этой статьей ГДР представляла собой объединение пяти земель – Бранденбург, Саксония, Тюрингия, Саксония-Ангальт, Мекленбург.
Так продолжалось до 23 июля 1952 г., когда на основе “Закона о дальнейшей демократизации структур и принципов действия государственных органов в землях ГДР” вместо земель были образованы 15 округов. Необходимость такого преобразования объяснялась потребностью в более эффективном управлении народным хозяйством. Провозглашение курса на планомерное построение основ социализма требовало устранения всех административных структур, препятствовавших формированию строго централизованного государства. Земли, сыгравшие столь значительную роль в процессе демократизации восточногерманского общества, были объявлены препятствием на пути дальнейших социально-политических преобразований[ii].
Резкая смена управленческих структур потребовала привлечения к административной работе новых сил. На общественных началах трудилось более 300 тыс. человек, в основном функционеры и члены СЕПГ. С помощью подобных мер СЕПГ удалось в значительной степени укрепить свои позиции в органах государственной власти.
Однако исторический парадокс заключался в том, что и после роспуска палаты земель в 1958 г. земли юридически сохранялись[iii]. В культурно-исторической памяти населения ГДР они также продолжали существовать[iv]. Существование определенного разрыва между официально-централистской линией СЕПГ и регионально-неформальной исторической памятью населения привело в тому, что сложилась некая неопределенная, промежуточная ситуация: официальная и неофициальная картины общества различались, и это продолжалось все годы существования ГДР[v].
[i] Handwoerterbuch zur deutschen Einheit. Bonn. 1991. S. 50.
[ii] Это обстоятельство косвенно признавалось и историками ГДР: “Государственные органы земель, сыгравшие важную роль в ходе антифашистско-демократических преобразований, препятствовали (выделено мной.–С.В.) установлению связей между центральными и местными органами и особенно затрудняли единое управление экономикой” (ГДР. Становление и рост. М., 1977. С. 185).
Однако развитие событий в 1989–1990 гг. отчетливо показало, что региональное сознание способно быстро актуализироваться. После решения о возврате к старой системе земельного деления Восточной Германии среди общественности не было напряженных дискуссий о способах разделения. Скорее речь шла о границах земель, об отнесении тех или иных городов и общин к тем или иным землям. Хотя следует подчеркнуть, что три из пяти земель – это своего рода новообразования. Только Тюрингия и Саксония остались в своих прежних границах. Бранденбург — это уменьшенная копия Пруссии, Саксония–Ангальт — это вообще некая сборная конструкция, Передняя Померания, бывшая частью Пруссии, объединилась с северными территориями Восточной Германии.
Перейти к следующей главе