1.3. Вариация на тему: “Социализм в цветах ГДР”
Почему Блох не вернулся в 1961 г. к себе домой, в Лейпциг? Было ли неизбежным расставание с государством, на которое он возлагал столь большие надежды, с которым он имел — впервые в своей долгой жизни — столько общего, которое, как казалось, предоставило социальное пространство для осуществления эксперимента, отвечающего духу его философии?
На наш взгляд, историческим фактом, требующим объяснения, является следующее: “бастион социализма”, каким неизменно представлялась ГДР в рамках социалистического “лагеря”, на поверку оказался достаточно шаткой конструкцией, рухнувшей при первой же сильной политической буре. Отсюда вопрос о том, является ли такой катастрофический исход следствием кризисных процессов только 1980-х гг. или же мы имеем здесь дело с классической ситуацией перехода количественных изменений в качественные, требует серьезного анализа. Однако большинство отечественных работ по истории ГДР были выполнены в период существования СССР и по понятным причинам ограничены цензурными и идеологическими установками[iii]. Настоящая история ГДР — без искажений и замалчиваний целого ряда исторических фактов, история, отражающая именно российский взгляд на историю ГДР и расстающаяся с прежними иллюзиями и стереотипами в отношении этого государства, – еще не написана. Поэтому нижеследующие рассуждения являются лишь попыткой наметить некоторые возможные пункты обсуждения.
[i] Разработка теоретической модели немецкого социализма предпринималась многими теоретиками и функционерами социал-демократической и коммунистической партий. Одной из первых и наиболее примечательных была попытка одного из видных деятелей КПГ (позже кандидата в члены Политбюро СЕПГ) А. Аккермана наметить в феврале 1946 г. контуры “особого немецкого пути к социализму”, отличающегося по своим историческим условиям от советского социализма. Эти идеи Аккермана были с воодушевлением встречены и социал-демократами, однако уже в 1948 г. он должен был под давлением руководства СЕПГ отказаться от своих тезисов. В 1953 г. после подавления восстания Аккерман был снят со всех постов. В 1956 г. он был реабилитирован, но уже не участвовал в большой политике. В 1973 г. покончил жизнь самоубийством. См: Pоlitische Zeitschrift. 1996, N87. S.16–17.
Последний вариант — “социализм в цветах ГДР” — появился в конце 1988–начале 1989 г. Он подразумевал общество, построенное на немецкой земле в полном соответствии с учением К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Более конкретно это выражалось в следующих основных положениях: общественная и кооперативная собственность на средства производства, а также частная собственность ремесленников; земля – собственность сельскохозяйственных кооперативов; единство экономической и социальной политики, которая ориентирует экономический рост на повышение благосостояния народа; существование комбинатов в промышленности, строительстве, транспорте, позволяющих полностью использовать для увеличения производительности труда и повысить эффективность преимущества социалистического планового хозяйства; разработка и внедрение ключевых технологий; тесное переплетение науки и производства, обучения и практики. Социализм в цветах ГДР – это применение марксизма-ленинизма к конкретным условиям ГДР и местным традициям ( см.:Neues Deutschland. 1989.02.27; а также: Еinheit.1989. N7.