На главную Карта сайта Написать

1.2. Отношение к советскому социализму

     Насколько Блох был авторитетом в вопросах анализа утопического   сознания, с чем соглашались даже самые скептичные критики, настолько же спорными были его политические воззрения, неоднократно дававшие повод для самых разнообразных эпитетов и суждений. Одним из самых радикальных   было выражение Оскара Негта, назвавшего Блоха «философом Октябрьской   революции»[i].

    Октябрьская революция в России вызвала двойственную реакцию Блоха. С одной стороны, он был удивлен, что социалистическая революция произошла не в Германии, а в России. По его мнению, это скандал[ii]. С другой — это событие вселило в него большие надежды, ибо оно было понято им как осуществление многовековой мечты человечества. В своих поздних интервью Блох говорил о том огромном впечатлении, которое на него и Лукача произвела поэма А. Блока о  красногвардейцах, во главе которых идет Иисус Христос[iii]. В это время можно констатировать у Блоха большой интерес к России, основывающийся на влиянии русской литературы (Ф. Достоевский, Л. Толстой)[iv].

     Однако Блох не является чистым социалистом, скорее можно говорить о том, что для него важны идеалы гуманизма и христианства, сливающиеся воедино. Об этом свидетельствует его ранняя работа «Дух утопии», в которой наряду с гуманистическими и христианскими мотивами присутствует дух еврейского мессианства[v].

    Надежда возлагается на Россию, Германию и иудаизм, которые только вместе могут обеспечить будущее всему человечеству. Заключительная глава в «Духе утопии» называется: «Карл Маркс, смерть и апокалипсис», и в ней Блох пытается соединить идеи марксизма и христианства[vi]. Через несколько лет, в статье «О германской восточной ориентации» (1923) Блох сформулирует интересное положение о том, что обновленная, спасенная Германия могла бы стать языком России, поскольку Россия сохраняет глубину Германии. Такой обмен мог бы оказаться очень плодотворным, ибо только Европа в состоянии удержать и сохранить то, что Россия обещала Европе[vii]. Однако происходящие в России события вызывают у Блоха недоумение: поездка В.И. Ленина через всю Германию при поддержке военных и МИД, Брестский мир, красный террор. Поступающие сведения о репрессиях в Советской России вызывают адекватную реакцию Блоха, он называет В.И. Ленина Чингисханом, красным царем, делает (уже в 1918 г.) вывод о том, что России возвращается к насилию, т.е. к своему прошлому[viii]. Развитие политической ситуации в Западной Европе, быстрое распространение фашизма снова приводят Блоха в ряды защитников советского социализма.

 Такая двойственность в отношении к реальному социализму и к СССР сохранялась и в дальнейшем. Позиция Блоха была сходна с позицией многих других левых интеллектуалов и постоянно подвергалась испытанию на прочность в связи с происходящими в Советском Союзе событиями. Наивность переплеталась с настороженностью. В 1930-е гг. Блох был сторонником И. Сталина и назвал его в одной из своих работ «действительным вождем в счастье, образом любви и доверия»[ix]. Московские процессы 1937–1938 гг. оценивались Блохом как необходимость, из писем и свидетельств следует, что он был обеспокоен, но из тактических соображений смягчал свои выводы. «У нас не было выбора» — таков был его лейтмотив.

  В одном из интервью Карола Блох пыталась объяснить поведение своего мужа: «С одной стороны, Блох просто заблуждался, что происходило отчасти от любви к России и Октябрьской революции. С другой стороны, это была совершенно определенная позиция: в мире есть только два лагеря — фашизм, ведущий к разрушению мира, и социализм, противостоящий фашизму, со всеми своими ошибками и заблуждениями. Середины нет, и потому следует полностью встать на сторону Советского Союза»[x]. Сказанное не означает, что критика реального социализма исключалась, — Блох придерживался иной позиции. Он полагал, что, например, Гитлера нельзя критиковать с точки зрения «Майн кампф», ибо тот осуществил все, о чем писал. Фашизм можно критиковать с точки зрения «Капитала». Напротив, с точки зрения трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина можно имманентно критиковать социализм, ибо содержание этих трудов больше, чем реальное осуществление содержащихся в них идей[xi]. Однако эмиграция в США, а затем возвращение в Восточную Германию продемонстрировали двойственность позиции Блоха.

  Колебания усиливаются после сообщений о ХХ съезде КПСС, это хорошо видно по статьям Блоха того времени. Говоря о значении   ХХ съезда, Блох подробно объясняет, что империализм — это   последняя стадия капитализма, неизбежно вызывающая к жизни фашизм, что   культ личности и непогрешимость вождя не имеют в марксизме оснований, что   необходимо самостоятельное мышление, что малые экономические районы   не должны перенимать быструю коллективизацию сельского   хозяйства, что не должно быть абсолютного преобладания тяжелой промышленности над   легкой, что модель социализма в СССР не единственно возможная[xii]. В   таких статьях Блох совсем другой: исчезают блеск, широта   обобщений, глубина анализа. И все же в тех исторических условиях   слова о «самонадеянности верхов», о подразумеваемом особом немецком пути к социализму уже были свидетельством внутренней независимости философа[xiii].



[i] Negt O. Nachwort zu E.Bloch: Vom Hasard zur Katastrophe.Fr.a.M.,1971. Критику этой точки зрения см.: Riedel M. Zukunft in der Vergangenheit? Ueber Ursprung und Sinn von Blochs Geschichtsdialektik // Deutsche Zeitschrift fuer Philosophie.1992. N 12. S.1173–1189 (далее: DZfPh).

[ii] Bloch E. Geist der Utopie . S.118.

[iii] Правда, Блох оговаривается, что большее впечатление это стихотворение произвело на Лукача, который шел от Кьеркегора и Достоевского, в то время как сам Блох - от Гегеля, в философской системе которого Иисус Христос не играл существенной роли. Cм.: Gespraeche mit Ernst Bloch. Fr.a.M.,1975. S.36.

[iv] Этот интерес был достаточно широким. Спустя несколько десятилетий в «Принципе надежды» Блох cнова ссылается на Достоевского и Толстого, а также на Горького и Эйзенштейна, Чернышевского и Эренбурга, Плеханова и Ленина, Сталина и Троцкого, Чайковского и Стравинского, Мечникова и Павлова, Станиславского и Пудовкина, Чехова и Тургенева и т.д. См.: Bloch E. Das Рrinzip Нoffnung. S. 8, 245, 337, 372, 460, 476, 494, 535, 637, 695, 929, 1230–1231,1255.

[v] Арно Мюнстер указывает на влияние еврейской мистики позднего средневековья на молодого Блоха. По мнению исследователя, это проявляется в использовании отдельных понятий, например «встречи с самим собой», «змеи», «демона смерти», элементов кабалистики, в частности ангелологии. С другой стороны, Блох не использует другие важные части кабалистики, например мистику чисел. .: Muenster A. Utopie, Messianismus und Apokalypse im Fruehwerk von Ernst Bloch. Fr.a.M. 1972. S. 134–141. Ссылки на каббалу встречаются у Блоха и впоследствии, но уже в виде фрагмента развития философской мысли, как, например, в работе «Проблема материализма, его история и субстанция», написанной в 1930-е гг., но опубликованной только в 1972 г. См.: Bloch E. Das Materialismusproblem // GA. Bd 7. Fr.a.M., 1972. S. 264. А. Мюнстер указывает также на влияние мистики Я. Бёме, проявившееся в использовании идеи “освещения”, понимания самого себя через вопрошающее и удивляющееся вхождение в самого себя. В целом об отношении метафизики молодого Блоха к мистике см.: Steinacker-Berghaeuser K.-P. Das Verhaeltnis der Philosophie Ernst Blochs zur Mystik. Diss. Marburg, 1973; Christen A.F. Ernst Blochs Metaphysik der Materie. Bonn, 1979.

[vi] Мистически-религиозная интерпретация революции у Блоха находилась в контексте своего времени и потому совпадала по многим интенциям с идеями других авторов. Так, например, исследователи творчества Блоха указывают, что можно найти много параллелей между идеями молодого Блоха, высказанными им в «Духе утопии» (1917) и идеями работ Густава Ландауэра (см. работы последнего: Призыв к социализму. Берлин, 1911; Революция. Берлин, 1907; Скепсис и мистика. Берлин, 1909). Общим является возвращение к большим утопиям Т. Мора и Т. Кампанеллы, критика идеологии послушания начальству в лютеранском протестантизме, высокая оценка роли Томаса Мюнцера и попытка оживления духа раннего христианства, вера в способность обновления человечества посредством утопии. При этом Блох идет своим путем: он не заимствует «топии» и «утопии», разделенные Ландауэром, и прежде всего стремится онтологизировать, а не политизировать это понятие. См.: Muenster А. Op. cit. S.125–126.
 
[vii] Bloch E. Politische Messungen… S.70.

[viii] Bloch E. Каmpf, nicht Krieg. S.1.

[ix] Zudeick P. Op. cit. S.153. Блох восторженно пишет об уважении к интеллигенции в СССР, о том огромном значении, которое ей там придается. См.: Bloch E. Philosophische Aufsaetze zur objektiven Phantasie. Fr.a.M., 1959. S.283.

[x] Bloch K. Emigration und Antifaschismus // Bloch K. Die Sehnsucht des Menschen... Bd 2. S.109. Ср. позицию Л. Фейхтвангера в его книге «Москва,1937 год». Более критичен был Вальтер Беньямин в описании своих московских впечатлений. См.: Benjamin W. Kleine Prosa. Baudlaire-Uebertragungen // Benjamin W. Gesammelte Schrifte. Bd 9 - 1. Fr.A.M.,1991. S. 316–348.

[xi] Gespraeche mit Ernst Bloch. Fr.a.M.,1975. S.140.

[xii] Bloch E. Reaktionaeres und der 20 Parteitag; Ueber die Bedeutung des 20 Parteitages // Bloch E. Politische Messungen. Fr.a.M.,1975. S.322–330; S.358–364.
 
[xiii] Как указывает П. Цудейк, текст статьи о значении XX съезда КПСС не был опубликован и распространялся среди ближайших учеников. См.: Zudeick P. Op.cit. S. 230.