1.2. Годы странствий
Первая остановка — Мюнхен, университет. Учеба у профессора философии Теодора Липпса[i], а также изучение физики, германистики, музыки. Недолгий период увлечения философскими взглядами Липпса, сочувствие его политической позиции (Липпс резко выступил против жестокости подавления русской революции 1905 г.), сочетавшееся с собственной упорной учебой, сменились вскоре желанием Блоха выйти из узких рамок психологизма Липпса и найти для себя более приемлемую теорию. Через год он переезжает в Вюрцбург к Освальду Кюльпе[ii], где знакомится с экспериментами в психологической лаборатории. После четырех семестров учебы (во время которых происходит знакомство с другим учеником Кюльпе-Мартином Хайдеггером) Блох защищает диссертацию на тему "Критические рассуждения о Риккерте и проблема современной теории познания", в которой подвергает критике резкое противопоставление естественных наук и наук о духе. Из Вюрцбурга Блох отправляется в 1908 г. в Берлин ("Мюнхен совсем другого порядка") — город, сосредоточивший в себе тогда все важнейшие процессы политической и культурной жизни Германии и всей Европы. Берлин приобретал особое качество — он превращался постепенно в "мировой город", каким он будет в течение примерно двадцати лет, чтобы затем на долгие десятилетия потерять свое величие. Однако Блох едет не за впечатлениями, он направляется к Георгу Зиммелю, философу с широким кругом интересов, историку философии, исследователю философии денег, хозяйства и религии, основателю формальной социологии. Г. Зиммель встретил Блоха настороженно, однако после получасового разговора Блох получает приглашение участвовать в коллоквиуме, проходившем в квартире Зиммеля. Знакомство переросло в дружбу, Зиммель и Блох даже совместно совершили путешествие по Италии. Спустя некоторое время (как это часто потом происходило) Блох охладел к своему коллеге, он находит Зиммеля недостаточно глубоким, не имеющим ясной цели. В последующем отношения их были прохладны и окончательно испортились в 1914 г., когда Зиммель встал на позиции ура-патриотизма и в своих выступлениях отстаивал необходимость войны.
В 1911 г. Блох переезжает в Гейдельберг. Там начинается одна из самых интересных глав его долгой страннической жизни. Здесь он встречается с Георгом Лукачом. Первое знакомство произошло еще в 1910 г. в коллоквиуме у Г. Зиммеля, но только в Гейдельберге началась дружба, наполненная оживленными дискуссиями, активной перепиской, совместными путешествиями. И хотя к этому времени Лукач уже имел определенную славу, а Блох только начинал свою философско-публицистическую деятельность, оба они нуждались друг в друге. Это был, по словам Блоха, "настоящий симбиоз", они были, как "сообщающиеся сосуды". В Гейдельберге среди множества кружков выделялся салон Макса Вебера, куда Лукач ввел Блоха. Блох произвел впечатление enfant terriblе на достопочтенную публику, но тем не менее был замечен. Он общается с Альфредом Вебером, Эмилем Ласком, Генрихом Риккертом и др. И Лукач, и Блох вскоре стали знаменитостями в небольшом университетском городке. Вебер ценил обоих, но полагал, что "новый еврейский философ" обладает слишком высоким самомнением и хочет быть очередным мессией. Такого же мнения придерживались и другие знакомые Блоха — Карл Ясперс, Эрнст Трельч, Фридрих Науман, Теодор Хойс[iii].
Повторить пример дружеских отношений Маркса и Энгельса Блоху и Лукачу не удалось — их теоретические разногласия нарастали. Это касалось, во-первых, сферы интересов Блоха, его пристального внимания к миру фантазий и мечтаний. Ян Роберт Блох, сын Э. Блоха, очень точно заметил: ”Мир ярмарок, мир приключений и бульварных романов, который Блох хотел склонить на сторону мечты о лучшем деле, был для Лукача иррациональным, метафизическим маслом, которое Блох подмешивал в чистейшую воду марксизма, тем самым затемняя его”[iv].
Во-вторых, разногласия сказывались в различной оценке экспрессионизма, который Блох защищал и оправдывал, а Лукач подвергал резкой критике.
В-третьих, они расходились в оценке роли интеллектуалов в политической борьбе: Лукач был за практическое вмешательство интеллектуалов в политику (и вступил в 1918 г. в венгерскую компартию), Блох же считал, что интеллектуалам надо действовать не политическими, а своими собственными средствами.
Разногласия не помешали впоследствии Блоху прийти на помощь Лукачу. В 1919 г. Лукач, бывший народным комиссаром в правительстве Белы Куна, после поражения венгерской революции перебрался в Вену, где был опознан и арестован. Блох организовал вместе со своими друзьями кампанию протеста, написал воззвание "К спасению Георга Лукача". Лукача освободили [v].
Начавшаяся первая мировая война перечеркнула жизненные планы многих. Лукач и Блох отрицательно относились к войне и не хотели служить в армии. Подарком судьбы для Блоха стала его близорукость, он был признан негодным к военной службе. Женитьба на Эльзе фон Стрицки, рижской немке из очень богатой семьи, принесла временное благополучие. Блох живет в Грюнвальде, недалеко от Мюнхена, где с апреля 1915 г. по май 1917 г. пишет свою первую крупную работу "Дух утопии". Критика войны, капитализма, пруссачества сочетается в ней с глубоким анализом музыки, литературы, философии орнамента. Написанная ярко и оригинально, эта книга сделала Блоха знаменитым. Само название работы - «Дух утопии» - перекликается со знаменитой работой М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» и также претендует на некую эпохальность. Такая претензия оказалась обоснованной: для многих читателей она была концентрированным выражением духа экспрессионистского десятилетия. Сегодня же можно сказать, что это одно из самых интересных свидетельств развития художественной жизни Германии начала ХХ в., рефлексия мучительных поисков, бурных прорывов, духовных вершин этой жизни. Переехав в мае 1917 г. в Швейцарию, Блох получил заказ на статьи о пацифистском движении. Он быстро проникается идеями пацифизма, и входит в группу, которая сотрудничает с демократической "Свободной газетой". Среди членов группы были Рене Шикеле, Хуго Баль, Герман Гессе[vi]. За два года Блох опубликовал в этой газете свыше 100 статей, посвященных проблемам пацифизма, милитаризма, войны, демократии, социализма, Октябрьской революции в России. В это же время Блох знакомится с Максом Шелером и поддерживает тесные отношения с Вальтером Беньямином. Весной 1919 г. он возвращается в Германию с больной женой, которая умирает в начале 1921 г. В тот же год появляется вторая значительная работа Блоха "Томас Мюнцер как теолог революции", в которой уточняются идеи о революционизирующей роли утопий, разрабатывается проблема культурно-исторического наследия.
[i] Липпс Теодор (1851–1914) – немецкий психолог, философ, искусствовед. З. Фрейд называл Т. Липпса "светлейшим умом среди современных философских авторов". Cм.: Лейбин В.М. Из истории возникновения психоанализа // Вопросы философии.1988. %u2116 4. С. 109.
[ii] Кюльпе Освальд (1862–1915) – немецкий философ и психолог, основатель Вюрцбургской школы психологии мышления.
[iii] Сам Блох утверждал впоследствии, что Томас Манн в романе "Волшебная гора" отразил в образе Нафты черты и Лукача, и его самого – Блоха.
[iv] Bloch J.R. Kunst, Krimi und Kolportage: Ernst Blochs haeretische poetische Sendung // Vorschein. %u211616. S.67. В середине 1910-х гг. оба написали серьезные произведения, во взаимной оценке которых они разошлись. Если «теория романа» Г. Лукача, опубликованная осенью 1916 г., вызвала у Блоха одобрение, то «Дух утопии», появившийся в продаже в 1918 г., был воспринят Лукачoм как свидетельство постепенного духовного отчуждения. См.: Schiller H.-E. Zur Kontroverse um den Totalitaetsbegriff zwischen Ernst Bloch und Georg Lukacs // Ernst Bloch-Utopische Ontologie. Bochum,1986. S.24. Отношение к бурным процессам ХХ в. то объединяло, то разъединяло обоих мыслителей. В 1930-е гг. эмиграция развела их: Лукач поехал в СССР, Блох же отправился в США. После второй мировой войны оба вернулись в Восточную Европу с желанием способствовать демократизации своих стран – Венгрии и Восточной Германии, ГДР. Оба написали серьезные работы, посвященные философии Гегеля. Оба попали в сложную ситуацию в связи с событиями 1956 г. В 1972 г. Блох посвятил свою книгу “Проблема материализма” “Другу юности Георгу Лукачу”См: Schiller H.-E. Op.cit. S. 25.
[v] Отношения Блоха с Г. Лукачoм и дальше оставались достаточно натянутыми. Когда в 1931 г. по поручению Коминтерна Лукач приезжал в Берлин для встреч с немецкими левыми писателями, то он не захотел встретиться с Блохом. См об этом: Zudeick P. Der Hintern des Teufels. Ernst Bloch. Leben und Werk. Baden-Baden,1987. S. 123. В 1949 г. они встретились в Веймаре на торжествах по случаю 200-летней годовщины со дня рождения И.В. Гете. В последующие годы довольно частые встречи происходили в Лейпциге.
[vi] Шикеле Рене (1883–1940) – немецкий писатель, издавал в 1916–1920 гг. в Цюрихе пацифистски-экспрессионистскую газету "Белые листки". Балль Хуго (1886–1927) – немецкий писатель, драматург, один из основателей дадаизма, в последующем католический мистик. Гессе Герман (1877–1962) – известный немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии.
[vii] См:Benjamin W. Protokolle zu Drogenversuchen // Benjamin W. Gesammelte Schriften. Bd 6. Aufsaetze, Essays, Vortraege. Fr.a.M.,1985. S. 558–571. С Вальтером Беньямином Блох познакомился еще в 1918 г. во время своего первого пребывания в Швейцарии. Позже он увиделся с ним в Берлине и с этих пор между ними началась тесная дружба. Личные отношения подкреплялись значительным сходством литературных интересов и даже стилей изложения. И во время эмиграции, т.е. после 1933 г., Блох часто встречался с В. Беньямином, например в 1935 г. в Париже. Однако в 1930-e гг. их отношения уже не были столь тесными, прежде всего в силу критической оценки В. Беньямином как работы самого Блоха «Наследство этого времени», так и работы близкого друга Блоха Иоахима Шумахера «Страх перед хаосом». См.: Muenster А. Op.cit. S. 223, 302.