Отношение студентов к физкультуре и спорту в современном российском вузе ( на примере УрГУ им. А.М. Горького)
Действительно, сопоставление данных показывает, что число тех, кто сам ведет здоровый образ жизни, значительно превышает количество не придерживающихся данного стиля жизни по выбору пункта «это люди, для которых очень важна внешность». То есть, это означает, что одной из важнейших причин поддержания здорового образа жизни для студентов является забота о своем внешнем виде, физической форме. Что касается такой оценки, как «это очень обеспеченные люди» то, так как в основном студенты имеют невысокий уровень материального положения, большая часть их противопоставляет себя людям, заботящихся о своем здоровье (то есть, низкая обеспеченность является одной из причин того, что студенты не ведут здоровый образ жизни).
2.5.Отказ от здорового образа жизни. На вопрос о том, почему студенты не ведут здоровый образ жизни (задавался только тем респондентам, которые выбрали соответствующий вариант ответа) были получены следующие ответы: на перовом месте - как и предполагалось выше - нехватка времени (58%), на втором, с большим отрывом - вредные привычки и лень (по 15%).
Таблица 7
Причины, по которым студенты не ведут здоровый образ жизни (% по столбцу)
Причины | Кол-во ответов | % |
нет времени | 41 | 57,75 |
не могу бросить вредные привычки | 11 | 15,49 |
лень | 11 | 15,49 |
требует материальных затрат | 7 | 9,86 |
нет сил, устаю | 6 | 8,45 |
затрудняюсь ответить | 4 | 5,63 |
не правильно питаюсь | 3 | 4,23 |
есть более интересные занятия | 3 | 4,23 |
нет желания | 3 | 4,23 |
Другое | 2 | 11,28 |
Всего | 71 | 100 |
Помимо этого, студентов просили оценить высказывание «вести здоровый образ жизни для студента почти невозможно», на что получили 43% положительных ответов, 37% - не согласились с высказыванием. Интересно, что наиболее сильная корреляция наблюдается в ответе на этот вопрос в группах по месту проживания и успеваемости. Так, очевидно, что студенты, проживающие в квартире, находящейся в собственности их семьи, в большинстве своем считают, что студент вполне может придерживаться принципов здорового образа жизни (61%), тогда как проживающие в общежитии в корне не согласны с ними (61% - согласны с тем, что для студента вести здоровый образ жизни почти невозможно). Говоря об отличиях по данному вопросу в группах по уровню успеваемости, можно отметить, что, вероятно, наиболее усердные «отличники» и «хорошисты» практически не имеют времени, или просто не считают возможным сочетать студенческую жизни с заботой о здоровье, тогда как «менее прилежные» студенты на 70%не согласны с предложенным высказыванием. В целом же, желание поддерживать здоровый образ жизни у студентов налицо - 83% опрошенных указали, что если бы они имели такую возможность, они бы стали больше внимания уделять своему здоровью. Одной из определяющих мотивов этого желания является стремление соответствовать современному образу жизни, быть модными. Это подтверждается также данными нашего опроса – оценка высказывания «вести здоровый образ жизни сегодня - это модно» была положительной в 72% случаев.
3. Занятия спортом в студенческой среде
Несмотря на то, что, оценивая высказывание «заботиться о своем здоровье можно, и не занимаясь спортом», большая часть респондентов согласилась с ним (43% к 37% не согласных), было выявлено, что занятия спортом, тем не менее, являются основным элементом ведения здорового образа жизни в представлении студентов.
Значительная часть участников исследования занимается спортом (57%), однако эти занятия не всегда носят регулярный характер. Рассматривая социально демографические группы, можно отметить различный уровень физической активности в каждой из них. Так, мужчины и женщины практически в равной степени занимаются спортом, однако мужчины несколько чаще (59%). Студенты в возрасте 17-18 лет наиболее активны, несмотря на то, что они несколько в меньшей степени ориентированы на ведение здорового образа жизни вообще. Так как в респонденты 17-18 лет обычно являются студентами младших курсов, на которых преподается физкультура, вероятно, данные тренировки помогают участникам исследования говорить о том, что они занимаются спортом.
Далее, в группе с субъективным уровнем дохода, выраженном в высказывании «мы можем купить еду и одежду, но приобретение бытовой техники для нас затруднительно» (можно отнести к низшему среднему уровню), наблюдается наибольший процент людей, занимающихся спортом (61%), тогда как люди с более высоким доходом менее склонны к физической активности (44%).
Студенты с более высоким уровнем успеваемости чаще занимаются физкультурой и спортом (58%), чем «менее усердные» студенты, что повторяет тенденции, обнаруженные при изучении отношения к здоровому образу жизни. Также в целом повторяет вышеописанные тенденции и занятия спортом в группах по месту жительства: в общежитии более половины респондентов не занимаются спортом вообще (57%).
Виды спорта были названы самые разные, исходя из полученного распределения целесообразно рассмотреть их в зависимости от пола респондентов. В целом, наиболее популярным видом физической активности среди студентов является посещение бассейна, плавание (19%). На втором месте, так как большинство участников исследования - женщины (78% к 22% мужчин) – именно «женские» виды спорта: аэробика, фитнесс, гимнастика (17%), на третьем месте – легкая атлетика и велосипедный спорт (13%). При этом, все три вида спорта более популярны в процентном соотношения среди женского пола. Среди мужчин наибольшее распространение получили командные игровые виды спорта: футбол, баскетбол, волейбол (30%), и традиционные «мужские» виды спорта: борьба, тяжелая атлетика, бодибилдинг (22%).
Частота тренировок у большинства респондентов довольно высокая и составляет 2-3 раза в неделю (42%), при этом достаточно большой процент респондентов тренируется в среднем по 4 -5 раз в неделю (26%). Длится одна тренировка в среднем более часа (50%), либо от 30 минут до часа.
Причины, по которым студенты занимаются спортом, достаточно разнообразны, однако в основном связаны с получением позитивного заряда, удовольствия и тонуса от физических нагрузок. Причины, связанные с достижение определенной цели - улучшение фигуры, укрепление здоровья - также достаточно популярны. Треть респондентов занимаются спортом, так как это придает им уверенности в своих силах.
Таблица 8
Причины занятий спортом у студентов (число ответивших, % )
Альтернативы | число ответивших | % от числа ответивших |
получаю удовольствие от спорта | 82 | 73,21 |
поддерживаю форму, чтобы быть в тонусе | 61 | 54,46 |
хочу улучшить фигуру | 57 | 50,89 |
хочу укрепить здоровье | 50 | 44,64 |
это придает мне уверенности в себе и своих силах | 35 | 31,25 |
по привычке, давно занимаюсь спортом | 14 | 12,5 |
хочу добиться спортивных успехов | 9 | 8,04 |
стараюсь соответствовать современному образу жизни | 3 | 2,68 |
это обязательный предмет в вузе | 1 | 0,89 |
общение с друзьями | 1 | 0,89 |
Итого: | 112 | 100 |
4. Отношение студентов к физкультуре в вузе.
В первую очередь рассмотрим, насколько посещаемым предметом является физкультура в вузе. По данным исследования, 86% либо ходили на занятия в прошлом (студенты старших курсов, где данный предмет уже не ведется), либо ходят в настоящее время (для студентов младших курсов). Из них 60% респондентов данные занятия нравились, остальные ходили на них по другим причинам (обязательность посещения, санкции за непосещение и др.).
Мотивы остальных 14%, не посещавших/не посещающих данный предмет, сводятся к следующим: во-первых, это освобождение по болезни (52%). С учетом того, что студенты в основном оценивают состояние своего здоровья как хорошее (48%), есть основание предполагать, что данное освобождение вызвано, скорее, нежеланием студентов ходить на физкультуру, нежели реальными болезнями. Во-вторых, ряд причин, вызывающих неудовлетворенность студентов условиями занятий: плохой инвентарь, принудительность, неэффективность и так далее.
Таблица 9
Причины непосещения занятий по физкультуре в вузе (число ответивших, % )
освобожден(а) | 14 | 51,85 |
не интересно | 3 | 11,11 |
плохой инвентарь | 2 | 7,41 |
принудительность | 2 | 7,41 |
ничего не дает, не эффективно | 2 | 7,41 |
не было физкультуры | 2 | 7,41 |
мало игровых видов спорта | 1 | 3,7 |
плохая программа | 1 | 3,7 |
хожу на другие тренировки | 1 | 3,7 |
далеко ездить | 1 | 3,7 |
лень | 1 | 3,7 |
Итого: | 27 | 100 |
Таблица 10
Оценка студентами состояния собственного здоровья (число ответивших, % )
| число ответивших | % от числа ответивших |
хорошее здоровье | 94 | 47,72 |
удовлетворительное здоровье | 82 | 41,62 |
абсолютно здоров(а) | 11 | 5,58 |
плохое здоровье | 9 | 4,57 |
затрудняюсь ответить | 1 | 0,51 |
освобожден(а) | 14 | 51,85 |
Помимо посещаемости, нас интересовала динамика отношения к физической культуре и спорту за время обучения в вузе. Исследование показало, что занятия в вузе практически не повлияли на отношения к спорту вообще у большинства опрошенных (58%), и даже отмечаются некоторые позитивные сдвиги (23% респондентов указали, что отношения за период обучения в вузе улучшилось). Однако, как можно увидеть при анализе причин данного улучшения, можно отметить, что 20% опрошенных студентов говорят об общем улучшении отношения к спорту, связанного с осознанием пользы этих занятий (то есть, наблюдается непрямая связь с занятиями физкультурой, возможно, повлияли другие факторы). Помимо вышеназванной причины, отмечаются также: хорошие преподаватели (20%), то, что занятия интересные (18%).
Таблица 11
Динамика отношения к физкультуре и спорту за время обучения в вузе (число ответивших, % )
Альтернативы | число ответивших | % от числа ответивших |
осталось без изменений | 114 | 58,16 |
улучшилось | 46 | 23,47 |
ухудшилось | 21 | 10,71 |
затрудняюсь ответить | 15 | 7,65 |
Итого: | 196 | 100 |
Таблица 12
Причины улучшения отношения к физкультуре и спорту за время обучения в вузе (число ответивших, % )
Альтернативы | число ответивших | % от числа ответивших |
физкультура важна для здоровья | 9 | 20,45 |
хорошие преподаватели | 9 | 20,45 |
интересные занятия | 8 | 18,18 |
понял(а), что способен(а) на большее | 3 | 6,82 |
вижу результат | 3 | 6,82 |
серьезные занятия | 2 | 4,55 |
раньше вообще не занималась | 2 | 4,55 |
переоценка ценностей | 2 | 4,55 |
хорошо организованы занятия | 2 | 4,55 |
помогает поддерживать форму | 2 | 4,55 |
стал(а) лучше себя чувствовать | 1 | 2,27 |
больше узнала упражнений | 1 | 2,27 |
стала получать удовольствие от упражнений | 1 | 2,27 |
появились новые цели | 1 | 2,27 |
занятия стали более систематизированными | 1 | 2,27 |
разрядка после умственной нагрузки | 1 | 2,27 |
Итого: | 44 | 100 |
Об ухудшении отношения к физкультуре говорили только 14 респондентов, однако это также (как и в случае улучшения отношения) во многом связано с личностью преподавателя, что в целом свидетельствует о важности данного фактора.
Таблица 13
Причины ухудшения отношения к физкультуре и спорту за время обучения в вузе (число ответивших, % )
значения | число ответивших | % от числа ответивших |
плохой преподаватель | 4 | 25 |
не приносит удовольствия | 3 | 18,75 |
нет индивидуальной программы | 2 | 12,5 |
высокие нагрузки | 2 | 12,5 |
принудительность | 2 | 12,5 |
плохие условия | 2 | 12,5 |
не интересно | 1 | 6,25 |
только время отнимает | 1 | 6,25 |
занимаемся не тем | 1 | 6,25 |
Итого: | 16 | 100 |
И, наконец, последний вопрос, касающийся отношения в физической культуре и спорту, который задавался респондентам, имел своей целью выяснение оценки целесообразности, полезности занятий физкультурой в вузе. Результат свидетельствует об общем положительном отношении к физкультуре (61% студентов сказали о том, что занятия приносят пользу), однако, налицо проблемы, мешающие студентам воспринимать занятия физкультурой как полноценные спортивные занятия, сравнимые с платными секциями.
Таблица 14
Оценка того, приносят ли пользу занятия физкультурой в вузе (число ответивших, % )
значения | число ответивших | % от числа ответивших |
да | 121 | 61,11 |
нет | 40 | 20,2 |
затрудняюсь ответить | 37 | 18,69 |
Итого: | 198 | 100 |
Таким образом, исследование показало, что, несмотря на общее восприятие студенческой молодежью популярной на сегодняшний день идеи о здоровом образе жизни, попытках соблюдения основных принципов заботы о собственном физическом состоянии, существует ряд факторов, которые препятствуют процессу становления общей культуры здоровья. Прежде всего, это студенческое расписание (нехватка времени, загруженность), а также условия жизни некоторых студентов (особенно это касается проживающих в общежитиях). Помимо этого - ощущается недостаток материальных ресурсов, который мешает студентам выбирать спортивные секции, исходя из собственных запросов, тогда как условия занятий физкультурой в вузах, а также учет индивидуальных физических особенностей и потребностей личности оставляют желать лучшего.