1. Время на обучение.
Таблица 1
Время, которое студенты тратят на обучение (частоты и %)
Альтернатива | человек | проценты |
большая часть дня | 59 | 29,8 |
около половины дня | 57 | 28,79 |
меньшая часть дня | 42 | 21,21 |
практически весь день | 31 | 15,66 |
з/о | 9 | 4,55 |
Итого | 198 | 100 |
Таблица 2
Посещение дополнительных учреждений студентами (частоты и %)
Альтернатива | человек | проценты |
не посещаю | 86 | 43,43 |
спортивная секция | 61 | 30,81 |
курсы дополнительного образования | 35 | 17,68 |
второе высшее образование | 17 | 8,59 |
политическая партия, общественная организация | 13 | 6,57 |
неформальное объединение (КВН и др.) | 9 | 4,55 |
художественная школа, хор | 9 | 4,55 |
религиозная организация | 1 | 0,51 |
Итого | 198 | 100 |
Также студентов просили высказать свое мнение о том, какой вид отдыха им больше нравится - активный или пассивный. В итоге была получена информация, говорящая о том, что значительная часть опрошенных отдает предпочтение активному отдыху (60%), что, однако, не свидетельствует о том, что студенты действительно в большинстве своем отдыхают активно. Помимо этого, под активным отдыхом можно подразумевать различные значения. Для уточнения этих данных в анкету был помещен вопрос о том, как именно отдыхают студенты, и было получено следующее распределение: три наиболее популярных вида отдыха, которые отметили более 50% опрошенных - посещение кафе, кино, театров, клубов - 59%, гуляю, хожу в гости - 55%, читаю книги, журналы - 53% участников исследования. Таким образом, под активным отдыхом многие респонденты, вероятно, понимают именно два первых значения.
Далее, на вопрос о том, заботятся ли они о своем здоровье, уделяют ли этому время, многие участники исследования ответили положительно (63% дали оценки 4 и 5 баллов). Это свидетельствует о том, что в студенческой среде присутствует ориентация на здоровый образ жизни в целом.
2. Отношение студентов к здоровому образу жизни
Общеизвестно, что отношение к здоровью, здоровому образу жизни тесно связано с ценностными ориентациями личности, то есть с тем, какие жизненные ориентиры имеет человек, на какое место ставит заботу о своем физическом состоянии в ряду других ценностей. Для анализа данной ценностной структуры, определяющей важность здорового образа жизни для студентов современного екатеринбургского вуза, участникам исследования предлагалось проранжировать следующие параметры: материальный достаток; новые впечатления, путешествия; общение с друзьями; здоровье; успех в личной жизни.
В результате были выявлено, что в среднем наиболее важны для студентов сегодня возможность получения новых впечатлений, путешествия, на втором месте - профессиональное признание, карьерный рост; на третьем - материальный достаток. Важно отметить, что здоровье в этом списке занимает предпоследнее место, что с одной стороны является следствием того, что молодые люди редко имеют проблемы со здоровьем, поэтому не так беспокоятся о нем, как люди старшего возраста. С другой стороны - это свидетельство того, что в современной ситуации молодежь более ориентирована на достижение успеха в деловой сфере, получение достойного заработка, что, в свою очередь, открывает более широкие возможности (в том числе, и для ведения здорового образа жизни).
Таблица 3
Оценка важности жизненных ценностей (средние оценки по шкале, где - 1 совсем не важно, 5 - очень важно)
Альтернативы | среднее |
новые впечатления, путешествия | 4 |
профессиональное признание | 3,9 |
материальный достаток | 3,4 |
общение с друзьями | 3,4 |
здоровье | 3 |
успех в личной жизни | 2,8 |
При сравнении средних оценок в группах с различными социально-демографическими характеристиками, можно увидеть, что наиболее значимые различия в оценках различных жизненных ценностей наблюдаются между мужчинами и женщинами. Интересно отметить, что девушки на сегодняшний день остаются достаточно традиционными в своих жизненных позициях: для них более значимыми, чем в среднем по выборке, являются только две ценности - материальный достаток и общение с друзьями, при этом несколько менее важны профессиональное признание и здоровье. Мужчины в целом более ориентированы на достижение профессионального успеха, новые впечатления, для них более важно здоровье, тогда как успех в личной жизни, и даже друзья и материальный достаток отходят на второй план.
Таблица 4
Оценка важности жизненных ценностей у мужчин и женщин (средние оценки по шкале, где - 1 совсем не важно, 5 - очень важно)
Альтернативы | женщины | мужчины | В среднем |
новые впечатления, путешествия | 4 | 4,2 | 4 |
профессиональное признание | 3,8 | 4,1 | 3,9 |
материальный достаток | 3,5 | 3 | 3,4 |
общение с друзьями | 3,5 | 3,1 | 3,4 |
здоровье | 2,9 | 3,3 | 3 |
успех в личной жизни | 2,8 | 2,7 | 2,8 |
Выше мы уже упоминали о том, что в различные понятия люди вкладывают разные смыслы, в связи, с чем достаточно важным представляется рассмотрение мнений респондентов относительно понятия «здоровый образ жизни».
По результатам анализа данных опроса было выявлено, что на первом месте по популярности из смысловых нагрузок, вкладываемых в понятие «здоровый образ жизни» находится правильное питание (64%). С небольшим процентным отставанием по количеству выборов - регулярные занятия спортом (63,6%) и отказ от вредных привычек (63%). Данное распределение ответов кажется вполне обоснованным, так как правильное питание и занятия спортом - наиболее известные, и при этом наиболее пропагандируемые в средствах массовой информации, способы поддержания формы. Отказ же от вредных привычек особенно актуален в студенческой среде.
2.1. Гендерные различия.
В данном случае представляется закономерным вывод о том, что женщины более последовательны в соблюдении некоторых элементов здорового образа жизни, нежели мужчины, готовы тратить на это определенные усилия. В то время как мужчины чаще выбирают такие виды поддержания формы, которые либо представляют для них определенный интерес (занятия спортом), либо достаточно просты в соблюдении (правила гигиены).
Таблица 5
Понимание здорового образа жизни среди мужчин и женщин (% по столбцу)
Альтернативы | мужчины | женщины | Всего по выборке |
отказ от вредных привычек | 61,7 | 63,58 | 63,13 |
регулярные занятия спортом | 72,34 | 60,93 | 63,64 |
медицинское наблюдение за состоянием здоровья | 14,89 | 17,22 | 16,67 |
правильное питание | 51,06 | 68,21 | 64,14 |
соблюдение правил гигиены | 38,3 | 36,42 | 36,87 |
посещение салонов красоты | 4,26 | 5,3 | 5,05 |
соблюдение режима дня | 21,28 | 26,49 | 25,25 |
другое | 2,13 | 3,96 | 3,54 |
2.2. Возраст респондентов также оказывается достаточно значимым при рассмотрении представлений о здоровом образе жизни студентов. Для участников исследования, учащихся на 1-2 курсах вуза наиболее актуальными способами соблюдения здорового образа жизни являются, во-первых, отказ от вредных привычек - 67,4% (однако, это не значит, что они в действительности отказываются от курения и спиртных напитков, тем не менее, рассматривая это как «нездоровый образ жизни») и соблюдение правил гигиены. Это свидетельствует о том, что студенты этого возраста в большинстве своем не уделяют серьезного внимания своему здоровью. Студенты 3-4 курса имеют уже более структурированных подход к здоровому образу жизни, вкладывая в это понятие уже соблюдение режима дня (30%) и постоянное медицинское наблюдение (20,4%), то есть, вероятно, начинают сказываться умственные нагрузки, ощущается нехватка времени, усталость. И, наконец, студенты старших курсов ориентированы уже на регулярные виды деятельности, направленные на постоянное поддержание формы - занятия спортом и правильное питания, а также (так как многие к этому возрасту уже имеют самостоятельные доходы), имеют возможность значительно чаще посещать салоны красоты, различные процедуры.
2.3.Уровень успеваемости.Интересная зависимость была выявлена при анализе данных по группам студентов, имеющих различные уровни успеваемости. Так как наполняемость групп сильно варьируется (в основном, все респонденты учатся на «хорошо» и «отлично»), обратимся только к основным тенденциям. Так, по данным таблицы можно говорить о том, что более усердные студенты, имеющие, как правило, более высокие оценки, склонны рассматривать и соблюдение здорового образа жизни как определенный труд: регулярные занятия спортом (группа «хорошо» и «отлично» - 67,5%), медицинское наблюдение за состоянием здоровья (группа «хорошо» и «отлично» - 20%), правильное питание и так далее (около 65% в обеих группах с хорошими оценками). Студенты, имеющие невысокие оценки, и при рассмотрении здорового образа жизни придерживаются скорее пассивной позиции, в целом выбирая какие-либо виды активности реже, чем в целом по выборке.
2.4. Правила здорового образа жизни. Однако необходимо определить, какое понимание студенты, ведущие, либо не ведущие здоровый образ жизни вкладывают в данное понятие. Среди студентов, ведущих по их собственной оценке здоровый образ жизни, большинство подразумевает под этим, в первую очередь, регулярные занятия спортом (68%), на втором месте - правильное, сбалансированное питание (65%), на третьем - отказ от вредных привычек (62%). В группе студентов, не считающих, что они ведут здоровый образ жизни, ситуация несколько иная - первое место занимает отказ от вредных привычек (65%), второе - правильное питание (при этом значение несколько меньше, чем в группе со здоровым образом жизни - 63%), третье - регулярные занятия спортом (значение сильно отстает от первой группы - 58%).
Таблица 6
Представления о правилах соблюдения здорового образа жизни в группах студентов, ведущих или не ведущих здоровый образ жизни (% по столбцу)
Альтернативы | веду здоровый образ жизни | не веду здоровый образ жизни | Всего: |
отказ от вредных привычек (алкоголь, курение) | 62,28 | 65,06 | 63,45 |
регулярные занятия спортом | 68,42 | 57,83 | 63,96 |
постоянное медицинское наблюдение за состоянием здоровья | 15,79 | 18,07 | 16,75 |
правильное, сбалансированное питание | 64,91 | 62,65 | 63,96 |
соблюдение правил гигиены | 35,09 | 39,76 | 37,06 |
посещение салонов красоты (массаж и другие процедуры) | 6,14 | 3,61 | 5,08 |
соблюдение режима дня | 28,95 | 20,48 | 25,38 |
хорошее настроение | 0,88 | 1,2 | 1,02 |
занятие любимым делом | 0,88 | 1,2 | 1,02 |
беречь нервы | 0,88 | 1,2 | 1,02 |
здоровый сон | 0 | 1,2 | 0,51 |
Всего: | 100 | 100 | 100 |
Так как на прямой вопрос о том, как респондент относится к соблюдению правил здорового образа жизни, мы могли бы получить смещенные данные (сильное воздействие могло бы оказать общепринятое мнение), отношение студентов выяснялось опосредованно, то есть, через оценку других людей, заботящихся о своем здоровье. Полученная информация позволяет говорить о том, что большинство опрошенных довольно положительно относятся к ведению здорового образа жизни, считая, что это - стиль жизни людей (58% респондентов выбрали данный вариант), а также, что это приносит удовольствие (52% выбрали данный вариант). Далее по популярности, примерно с равным количеством выборов, следуют оценки, скорее свидетельствующие о противопоставлении опрошенными себя людям, ведущим здоровый образ жизни: «это люди, помешанные на здоровье» (23%), «это обеспеченные люди» (22%) и «это люди, для которых очень важная внешность» (21%). Однако, в последних двух случаях возможно, что респондент относит себя к таким людям. Для выяснения этого момента проанализируем взаимосвязь между отношением студентов к людям, соблюдающим правила здорового образа жизни, и тем, заботится ли сам респондент о своем здоровье.