На главную Карта сайта Написать

Глобализация в Европе: два вызова российскому образованию

Процессы глобализации, развивающиеся в сфере экономики, средств массовой коммуникации, досуга, постепенно распространяются на те области социальной жизни, которые, казалось бы, должны находиться в исключительной компетенции национальных государств. К числу таких областей относится и система образования - как высшего, так и среднего.

За последние годы в образовании многих стран мира, но, прежде всего, в Европе, происходят изменения, которые по своей направленности и результатам для многих политиков, социологов, преподавателей, учителей представляются весьма болезненными. Наиболее значительными среди них являются два события, определившие, в большей или меньшей степени, развитие образования в Европе в последние годы. Это всемирное исследование среднего образования в 2000 г. (ПИЗА-2000) и так называемый «Болонский процесс» в сфере европейского высшего образования, активно развивающийся с 1998 г.

1.     Пиза – 2000 или кто читает хорошо?

Исследование Пиза (Programm for International Student Assesment)[1] охватило 32 страны, прежде всего Европы, а также Северной и Южной Америки, Азии, в которых опрашивались 15-летние школьники. Цель исследования заключалась во-первых, в изучении различных аспектов системы школьного образования, во-вторых, в сравнении различных национальных систем образования с точки зрения их эффективности и открытости тенденциям развития мира в 21 веке. Первая цель конкретизировалась в виде изучения а) „компетенции чтения“[2], б) знаний в области математики, в) знаний в области естественных наук. Однако затрагивались не только эти аспекты школьной жизни, но и способность к коммуникации, кооперации, навыки саморегулирования учебы. Главное внимание было уделено компетенции чтения. Авторы исследования выделили 5 ступеней этой компетенции: 1 ступень – поверхностное понимание простого текста, 2 ступень – выявление простых связей между различными частями текста, 3 ступень – интеграция элементов текста и выводов, 4 ступень – детальное понимание сложного текста, 5 ступень - гибкое использование незнакомого, сложного текста. Приведем выборочно некоторые результаты.


Таблица N1:
Сравнительная характеристика учеников, читающих очень хорошо и очень плохо

Ученики, читающие очень плохо
Ученики, читающие очень хорошо
Доля учеников на 1 ступени компетенции чтения
Доля учеников на 5 ступени компетенции чтения
1. Корея
1 %
1. Новая Зеландия
19%
2. Финляндия
2%
2. Финляндия
18%
3. Канада
2%
3. Австралия
18%
4. Япония
3%
4.Великобритания
16%
25. Россия
9%
15. Германия
9%
26. Германия
10%
28. Россия
3%
31. Бразилия
23%
31.Бразилия
1%
 

Таким образом, по количеству учеников, читающих плохо, Россия (вместе с Германией) находится на лидирующих позициях, уступая лишь Бразилии, Мексике, Люксембургу, Латвии и Португалии. Вместе с тем и по количеству хорошо читающих Россия находится на одном из последних мест. Если же говорить об итоговом результате, то здесь существует такая картина:

Таблица 2. Итоговые результаты исследования компетенции чтения[3]


Место
Страна
1.
Финляндия
2.
Канада
3.
Новая Зеландия
21.
Германия
27.
Россия
30.
Мексика
31.
Бразилия
 

Для „самой читающей страны в мире“ подобная статистика должна была бы явиться поводом для серьезных размышлений, однако серьезных дискуссий и широкого общественного резонанса она не вызвала. Изучение причин такого положения дел является важной исследовательской задачей. Можно высказать предположение, что в постсоветском обществе произошло совпадение региональной тенденции – преодоления авторитарной письменной культуры советского времени - с глобальной тенденцией перехода от письменной к аудиовизуальной культуре, происходящего в мире в последние десятилетия[4].

Результаты обследования математических и естественнонаучных знаний также не утешают:

Таблица N 3
Место
Математика
Естественные науки
1
Япония
Южная Корея
2
Южная Корея
Япония
3
Новая Зеландия
Финляндия
4
Финляндия
Великобритания
5.
Австралия
Канада
20
Германия
Германия
22
Россия
Дания
27
Португалия
Россия
31
Бразилия
Бразилия
 

Нахождение российских школьников на 22 месте по математике и 27 месте по естественным наукам означает, что любимые и тайно лелеемые убеждения многих россиян о превосходстве математического образования начинают выглядеть региональным мифом для поддержания прежней модели самоидентификации. Разумеется, и сегодня существуют сильные математические классы, школы и гимназии, а выпускники математических факультетов российских университетов по-прежнему повсюду востребованы, но важна тенденция, отмеченная в исследовании – откат российской системы образования на последние места среди развитых государств.

ПИЗА-исследование интересно еще и тем, что обозначает тревожные тенденции в развитых странах, набирающие силу и в России. В этой связи любопытным оказывается опыт Германии – также оказавшейся в конце списка. Однако здесь следовало бы обратить внимание на исторические уроки преодоления Германией своего тоталитарного прошлого (что представляет для нас особый интерес) и те допущенные ошибки, которые обнаружились в ходе ПИЗЫ-2000. Другими словами, что нельзя делать при реформировании системы российского среднего образования?

Во-первых, нельзя разделять образование и воспитание, что было сделано в Германии после Второй мировой войны с целью вывести подрастающее поколение из под пресса унифицирующей идеологической обработки. Однако переложение забот о воспитании на семью, превращение школы в чисто учебный социальный институт означало недооценку социальной работы, уменьшение профессиональных шансов для женщин, которые и были преимущественно заняты воспитанием детей[5].

Во-вторых, во всех обследованных странах велика доля иммигрантов, но социальная интеграция этих иммигрантов оказалась более успешна в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, чем в ФРГ. Было выяснено, что одним из решающих условий социальной интеграции является успешная интеграция в школьную систему. Именно наличие большого числа плохо читающих и шире - плохо знающих немецкий язык - детей иммигрантов обусловило такие итоги. Это может быть некоторым утешением для немецких учителей, но для России это означает следующее: нельзя разрабатывать политику социальной интеграции лиц, прибывающих на постоянное место жительства в Россию из стран СНГ и “дальнего зарубежья”, без учета интеграции их детей в систему школьного образования.

В-третьих, решающим фактором при успешной учебе школьников является уровень образования родителей. В ФРГ он влияет значительно сильнее, чем в других странах, на школьные успехи детей. Вероятность того, что дети из немецких семей с низким уровнем образования смогут хорошо научиться читать и писать, в три раза ниже, чем у детей из привилегированных семей. Таким образом, система образования закрепляет различия в социальном происхождении и разрыв между учениками, принадлежащими к разным социальным группам. В этом плане советская школа отличалась демократизмом, т.е. равенством доступа к образованию, которое в настоящее время постепенно исчезает и тем самым ослабляет конкурентоспособность постсоветской школы.. В целом же следует подчеркнуть, что результаты исследования ПИЗА- 2000 являются своего рода вызовом российской системе школьного образования, на который до сих пор не дан компетентный ответ.

2.     Болонский процесс: угроза или благо для России?

В 1999 г. в Болонье (Италия) собрались министры образования европейских стран и подписали совместную декларацию, которая получила название «Болонской»[6]. Основной целью было провозглашено создание к 2010 г. единого «европейского пространства высшего образования». Для этого предполагается развитие сотрудничества по следующим направлениям[7]:

1)     Введение двухступенчатой системы образования по схеме – бакалавр(3-4 года) и магистр (1-2 года),
2)     Введение так называемой кредитной системы (ECTS)или единой системы перевода кредитов[8],
3)     Введение системы контроля за качеством образования через национальные аккредитационные агентства,
4)     Расширение мобильности студенчества и рабочей силы[9],
5)     Создание условий для облегчения трудоустройства выпускников европейских вузов .
6)     Обеспечение привлекательности европейской системы образования[10].

С целью обеспечения поставленных целей с 1999 г. во всех охваченных Болонским процессом странах проводятся различные семинары, конференции, симпозиумы на всех возможных уровнях.

Как оценить происходящее?

Во-первых, как и в случае с ПИЗА-2000, достоинством данного процесса является усиление прозрачности национальных систем высшего образования и возможности их сравнительного анализа.

Во-вторых, европейская интернационализация учебного процесса открывает новые образовательные и культурные возможности для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

В-третьих, это ведет ко все большей двусторонней и многосторонней интеграции высших учебных заведений разных стран, что также повышает качество образования.

Однако возможен и иной – критический - взгляд на происходящее.

 Во-первых, не является ли процесс глобализации высшего образования замаскированным процессом «англизации» или «американизации», ибо, по сути дела, вместо разнообразия национальных образовательным систем предлагается единая структура. И хотя говорится о сохранении автономии университетов и сохранении национальных традиций, у некоторых исследователей возникают серьезные опасения. Они связаны, в частности, с постепенным распространением английского языка как языка высшего образования в Европе. В Нидерландах уже 95% всех учебных программ переведено на английский язык. В других странах ситуация иная, но тенденция налицо: стремление к конкурентоспособности вуза заставляет вводить (особенно на стадии магистров) курсы на английском языке с целью привлечения иностранных студентов…

Во-вторых, стремление унифицировать и сделать более эффективной систему высшего образования свидетельствует об ее «экономизации». Университет постепенно превращается в организацию, работающую по законам рынка. Модель гумбольдтовского университета уходит в прошлое. Но что произойдет, если руководство вуза будет ориентироваться на получение прибыли? Для России, где уже более половины студентов обучаются на платной основе, такая постановка вопроса не является новой, но в тех странах, где высшее образование, в-основном, бесплатно (например, в ФРГ), возникают серьезные опасения. От такой системы ускоренной подготовки будет выигрывать экономика, но процесс фундаментального и междисциплинарного обучения осложняется. Как подготовить бакалавра инженера за 3 года? Как сохранить возможности междисциплинарного обучения?… Поэтому введение двухступенчатой системы (бакалавр/магистр) расценивается некоторыми критиками иногда как девальвирование высшего образования.

В-третьих, если Россия присоединится к Болонскому процессу, а это видимо, неизбежно, то возникнет вопрос об отношении к этому процессу и подстраиванию под него. Неотвратимое будущее, как некая очередная «европеизация» поставит под вопрос многие отечественные традиции высшей школы – как положительные, так и отрицательные. Водораздел между современными славянофилами и западниками пройдет по сфере высшего образования и станет дополнительным поводом для идеологических дискуссий. Если же учесть, что высшей школе вообще свойствен определенный консерватизм, то политико-бюрократическое давление на вузы со стороны федерального министерства может вызвать определенную негативную реакцию со стороны преподавательского состава (что уже наблюдается в Европейских вузах), которая, однако, может быть нейтрализована собственной международной активностью… Однако как быть вузам в российской провинции, у которых мало международных контактов? И будут ли заинтересованы европейские учебные заведения в появлении на европейском пространстве десятков тысяч российских студентов?… Таким образом, Болонский процесс также представляет собой серьезное требование современности, которое требует адекватного ответа и ставит российскую систему высшего образования перед новым мучительным выбором.


[1] Исследование Пиза-2000  было инициировано Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию(OECD) в Европе в рамках программы INES (Indicators of Educational Systems). Общее руководство было возложено на ACER (Australian Council for Educational Research). Эти исследования будут продолжаться и дальше. Если в 2000 г. упор был сделан на чтение, то в 2003 г. в центре внимания будут математические знания, в 2006 г.- естественно-научные. См. более подробно: Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. «Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной программы PISA. Общие подходы». Центр ОКО ИОСО РАО. М., 2001; Ковалева Г.С.. Нурминская Н.В. Аналитический отчет «Изучение скорости чтения пятнадцатилетних учащихся». Центр ОКО ИОСО РАО. М., 2001.

[2] Так в немецкой версии исследования, откуда и взяты основные данные. Отдавая себе отчет в некоторой неудобности употребления данного понятия в русском языке, мы сочли возможным сохранить его для понимания специфики анализа (хотя можно было бы говорить и о «грамотном» чтении).

[3] См.: Smolka D. Die Pisa-Studie: Konsequenzen und Empfehlungen für Bildungspolitik und Schulpraxis // Aus Politik und Zeitgeschichte. Das Parlament. 14. 10. 2002. S. 5.

[4] См.: Вершинин С.Е. Приключения разума в постсоветском обществе или смотрение против зрения // Дискурс-Пи. Вып.2. Екатеринбург, 2002. С. 8-12.

[5] Gottschall K/ Hagemann K. Die Halbtagsschule in Deutschland. Ein Sonderfall in Europa? // Das Parlament. 14.10.2002. SS.12-23/

[6] См.: Европейское пространство высшего образования.// http:www.poisknews.ru/
Из 45 стран Европы Болонскую декларацию подписали уже 33 страны…

[7] О содержании Болонского процесса много пишет Е.В. Шевченко. В данном случае мы опираемся на его работы, в частности, статью «Болонский процесс», помещенную в «Генеральной сетевой конференции Российской системы открытого образования» на сайте:http://www.conf.ssu.ru/phorums/. 

[8] Существуют различные варианты перевода выражения “European Credit Transfer System”  - как Европейская система взаимного признания, и как европейская система переводов кредитов. Эта система была разработана в 1988-1995 гг. п в рамках программы Socrates/Erasmus и прошла испытания в течение 6 лет в 145 вузах Европы по 5 образовательным дисциплинам: бизнес-администрирование, химия, история, техническая механика и медицина. В 1999-2000 гг. более 1200 европейских вузов использовали эту систему по 6 000 учебных программ. Система ECTS гарантирует признание результатов обучения за рубежом в своем вузе и открывает доступ к обучению в вузах других стран.

[9] В Великобритании, Испании, Италии, ФРГ ежегодно происходит более 12 тыс. студенческих обменов только внутри каждой страны. Всего же в странах ЕС в 2000 г. было осуществлено блоее 750 тыс. студенческих обменов, прежде всего по таким специальностям: бизнес, лингвистика, социальные, инженерные и юридические науки.

[10] Как известно, в мире существует достаточно острая конкуренция между национальными системами высшего образования, в которой ведущую роль играют США (31% всех иностранных студентов) и Великобритания (16%), на долю ФРГ приходится 12%, Франции 8% , России - 4%. Если к США и Великобритании добавить еще и Австралию (8%), то перевес англо-язычной системы образования становится очевиден и становится вызовом для всех остальных стран.

Публикации на тему: