Миграционная емкость локальных рынков труда (2007)
Теоретико-методологические основания исследования
Российское общество начала XXI века характеризуется продолжающимися преобразованиями во всех сферах жизни. Это касается, прежде всего, экономической сферы. Здесь развертываются различные процессы, имеющие зачастую противоречивый характер.
Одним из самых значительных социальных процессов является процесс миграции, который охватывает практически все страны мира и, в том числе, влияет на экономику отдельных стран, а также на положение социальных групп внутри того или иного региона. Движение рабочей силы от одних рынков труда к другим в мире в целом и на территории СНГ будет нарастать и данная тенденция в ближайшей перспективе не изменится.
Изменения региональных и локальных рынков труда приводит к развитию следующих универсальных тенденций, проявляющихся как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации:
- росту локальных рынков труда в одних регионах и спаду (сокращению) в других;
- развитию частного сектора и сокращению государственного сектора;
- дифференциации по заработной плате различных регионов и населенных пунктов;
- наличию на локальных рынках труда свободных рабочих мест, с одной стороны, и дискриминации по полу, возрасту, национальности, с другой стороны.
Что касается локальных рынков труда Свердловской области, то здесь существуют, в частности, следующие проблемы:
- недостаточное внимание органов государственной власти к проблемам трудовой миграции. Правовые вопросы регулирования трудовой миграции, контроля за нелегальной миграцией обсуждаются на уровне правительства Свердловской области (Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников действует с 2003 г.), отдельных городов (Кушва, Краснотурьинск, Тавда, Полевской, Серов, Ирбит), но в планах развития того или иного муниципального образования это не всегда учитывается. Один из наиболее ярких примеров по Свердловской области – среди 100 проектов стратегического развития г. Екатеринбурга нет ни одного проекта, посвященного развитию рынка труда иностранной рабочей силы. Другими словами, обращается внимание на отдельные аспекты трудовой миграции, а комплексный подход зачастую отсутствует;
- недостаточное информирование населения и прибывающих мигрантов о существующих рабочих вакансиях;
- недостаточная координация между различными государственными структурами;
- запаздывание различных правовых актов по сравнению с развитием экономической ситуации.
Все эти тенденции и проблемы становятся особенно заметными на локальных рынках труда, где они проявляются зачастую в острой форме. К этому надо добавить следующие рамочные условия, осложняющие решение проблем трудовой миграции: - незаконченность процессов преобразования российской экономики. Эта незаконченность проявляется не только в продолжающихся структурных изменениях, но и в тенденциях массового сознания. Это массовое сознание всегда запаздывает в осмыслении происходящих изменений в экономической и политической жизни, тем более в периоды кардинальных изменений общественного строя. Например, на рынке труда происходит переход от коллективных договоров к контрактной системе найма, то есть возрастает индивидуализация самых разных трудовых отношений и способов найма. Или же на том или ином локальном рынке труда появляются трудовые мигранты, которые занимают пустующие ниши местного рынка и осваивают профессии, которыми традиционно занималось местное население;
- усиливающееся социальное неравенство. Происходящая социальная дифференциация имеет, в том числе, и этническую окраску. Бедствующее местное население может негативно воспринять трудовых мигрантов, прибывших в Россию с определенным капиталом, опирающихся на своих земляков и быстро двигающихся вверх. Эта ситуация особенно заметна в Южном Федеральном округе [13, с. 311-371], но потенциально, то есть с определенным временным опозданием, будет развиваться и в других регионах России. С другой стороны, малоквалифицированные трудовые мигранты воспринимаются как люди второго сорта. Таким образом, усиление неравенства приводит к невозможности восприятия трудовых мигрантов как равных себе. Это влечет за собой появление всевозможных мифов и домыслов как о богатстве некоторых категорий самих мигрантов, так и о выкачивании финансов из экономики России в другие страны;
- межэтническая напряженность. Различные межэтнические конфликты, происходившие в 1990-х гг. на территории СНГ, серьезно повлияли на массовое сознание россиян. Мигрантофобия является одной из самых заметных современных тенденций общественной жизни России и даже в таких спокойных регионах, как Свердловская область, это находит некоторое выражение (о чем речь пойдет ниже).
Миграционные потоки приобрели ярко выраженный этнический характер и возникла проблема взаимоотношения трудовых мигрантов с местным населением. Многочисленные инциденты в Санкт-Петербурге, Воронеже, Кондопоге, Твери и многих других российских городах, где жертвами или участниками были вынужденные и добровольные переселенцы, а также трудовые мигранты показали, что присутствие мигрантов способно спровоцировать межэтнические конфликты, прямо влияющие на социальную и экономическую жизнь региона и отдельных городов.
В целом следует подчеркнуть комплексный характер появления иностранной рабочей силы, поскольку здесь задействованы многие факторы:
- а) экономический – это потребности локальных и региональных рынков труда, на которых уже давно ощущается дефицит как высококвалифицированной, так и низкоквалифицированной рабочей силы;
- б) политический фактор – фактическое открытие в 1990-х гг. государственных границ для жителей ближнего зарубежья как следствие либерализации всего общества. Как следствие, произошла либерализация рынка труда, которая проявилась в росте нелегальной трудовой миграции;
- в) организационно-политический фактор – это потеря контроля государства за миграционными процессами, которое отчетливо проявлялось в конце 1990 – начале 2000 гг.
Исходя из данных обстоятельств, исследование миграционной емкости локальных рынков труда не может опираться только на экономические показатели – с неизбежностью при этом анализе следует учитывать политические и культурные факторы, которые способствуют или ограничивают возможности миграционных потоков.