Духовные идентичности в культурном контексте:
исследовательский анализ русскоговорящей молодежи Германии
Актуальность темы исследования
Миграционные потоки из Российской Федерации в страны Западной Европы и США в 1990-е гг.- начале 2000-х гг. привели к тому, что в этих странах образовались значительные по численности эмигрантские сообщества, состоящие из представителей различных этнических групп. На сегодняшний день возникла ситуация, когда русскоязычные эмигрантские общины начинают осознавать свое положение в культуре зарубежных стран. Политика Российской Федерации в отношении своих бывших соотечественников начинает приобретать более отчетливые позитивные ориентиры, направленные на сотрудничество и поддержку русскоязычных сообществ в различных странах. В этих условиях все более актуальным становится вопрос о духовной (культурной, религиозной) идентичности русскоязычных эмигрантов. Возникает множество вопросов, связанных с идентичностью, в частности, русскоязычной молодежи: насколько преодолена в этом поколении «советскость» или негативная идентичность постсоветских людей? Насколько они ассимилированы, интегрированы или же маргинализованы и изолированы от принимающих обществ? Каковы культурные основания возможной интеграции в инокультурное общество? Насколько свободны и насколько ограничены русскоязычные молодые люди в выборе новой идентичности?
Поскольку тема «духовная идентичность» является очень обширной и предполагает несколько этапов исследования, то в нашем исследовании мы попытались ответить только на самые существенные из поставленных вопросов. На данном этапе мы сосредоточились на тех социокультурных контекстах, которые задают определенные границы для принятия или отрицания определенных типов духовной идентичности. Мы исходили из того, что идентичность как этнических групп, так и отдельных индивидов исторически обусловлены определенными культурными традициями. Эти традиции - в виде набора определенных ценностей, установок, образцов поведения - могут приниматься или же отвергаться мигрантами. Но в любом случае они являются предпосылками для последующих процессов аккультурации в принимающих обществах. Поэтому в центре нашего внимания находились предпосылки и ограничения как культурные контексты, сравнение которых позволяет выявить тенденции социальной и культурной жизни принимающего общества, способные оказать существенное влияние на трансформацию идентичности русскоязычной молодежи.