§ 2. Социум как источник и фактор деструктивности
Благодаря усилению антропологического акцента Э. Фромм доказывает более основательно и более исторично - по сравнению с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г. Маркузе - тезис о том, что социум является источником деструкции, то есть философ выявляет генезис деструктивности, анализируя исторические этапы развития общества, начиная с первобытного времени.
Исторические предпосылки возникновения деструктивности Фромм рассматривает поэтапно. Пока человек занимался охотой и собирательством, он был в равновесии с окружающей средой, не меняя существенно свое природное окружение, среду обитания.
Первый этап возникновения социальной деструкции и формирования деструктивности- появление земледелия, изменившее отношения с природой. «Впервые человек почувствовал в какой-то мере свою независимость от природы, когда сумел применить находчивость и ловкость для того, чтобы произвести нечто, отсутствующее в природе»[1]. Поскольку открытие земледелия принадлежит женщине, то в истории человечества наступает период матрицентризма. Фромм употребляет этот термин, так как хочет подчеркнуть не власть женщины, а ее центральное место в обществе. Последующие социально-политические перемены трансформировали роль женщины. Плодородие перестало быть источником жизни и творчества. Главенствующее положение занял разум и абстрактное мышление, «сделавшие возможными разнообразные изобретения, технические открытия, да и само государство с его законами и нормами жизни. Не материнское лоно, а разумное мышление (дух) стало символом творческого начала – и тем самым господствующее положение в обществе перешло к мужчине»[2].
Второй этап – время становления городов. Фромм полагает, что основой трансформации человека в эксплуататора и разрушителя стала «революция городов» IV-III тысячелетий до н.э. Эта революция приводит к изменению структуры социальной жизни: «одной из важнейших черт общественной жизни города является опора на патриархальное (мужское) господство. Сущностным признаком господства является принцип контроля – контроль над природой, над рабами, над женщинами и детьми»[3]. Поэтому зарождение цивилизации происходит от изобретенного женщиной земледелия, а деструктивный поворот произвел мужчина, преодолевший «свою неспособность к естественному творчеству (которой обладает только женщина-мать и мать-земля), изобретая иной вид творчества, а именно сотворение с помощью слова (или мысли)»[4]. Однако главное открытие человека в этот период заключалось в осознании того, что можно эксплуатировать людей и использовать их в качестве орудия труда.
Фромм убежден, что деструкция в обществе тем выше, чем выше степень разделения труда. В этом его отличие от Дюркгейма, который оценивает общественное разделение труда положительно и считает, что оно обеспечивает социальную солидарность, и даже выполняет нравственную функцию[5]. Самыми деструктивными, с точки зрения Фромма, являются социальные системы, которым уже присуще деление на классы. Одновременно с классами возникает институт войн с целью обогащения и устранения политической и династической раздробленности. «Возникшая социальная система изначально являлась эксплуататорской; власть в ней опиралась исключительно на силу, страх и подчинение. Городская цивилизация становится источником жажды власти и страсти к разрушению жизни. Таким образом, деструктивность, не являясь врожденной для человеческой натуры, может достигать значительной силы и распространенности, что в значительной степени, как доказывает Фромм, зависит от тех факторов, которые относятся к специфически человеческим условиям существования»[6].
Фромм пишет: «…доисторические люди, которые жили родами, занимаясь охотой и собирательством, проявляли минимум деструктивности и максимум готовности к сотрудничеству и справедливому распределению продуктов питания. Я уверен, что жестокость и деструктивность появляются лишь с разделением труда, ростом производства и образованием излишка продуктов, с возникновением государств с иерархической системой и элитарными группами. Эти черты усиливаются, и по мере развития цивилизаций власть и насилие приобретают в обществе все больше значение»[7]. Возникает вопрос, откуда все-таки у доисторических людей появился «минимум» деструктивности? Деструктивность у них все же была? А как она связана с разделением труда? Эти вопросы Фромм оставляет без ответа. Объяснить это несоответствие, вероятно, можно лишь тем, что под минимумом деструктивности Фромм имеет в виду спонтанные проявления псевдоагрессии и деструктивности, не укорененные в структуре индивидуального и социального характеров, то есть не трансформировавшиеся еще в родовую черту человека.
Тем не менее, историческим истоком деструкции становятся разделение труда и усложнение социальной структуры. Неизбежным спутником деструкции является стремление к господству, власть. Древнему человеку свойственна доброкачественная агрессия, которая способствует выживанию вида. С развитием цивилизации социальная деструкция приобрела такой масштаб, который охватывает все: уничтожению подвергается не только человек, но и все, что его окружает. «По мере цивилизационного прогресса степень деструктивности возрастает, а не наоборот»[8]. История вовсе не облагораживает человека, а, напротив, дегуманизирует его. Фромм солидарен с Хоркхаймером, Адорно и Маркузе в том, что история человечества становится историей разрушений: «История цивилизации от разрушений Карфагена и Иерусалима до разрушения Дрездена, Хиросимы и уничтожения людей, земли и деревьев Вьетнама – это трагический документ садизма и жажды разрушения»[9].
По убеждению Фромма, деструктивность возможна благодаря амбивалентной природе человека, который «живет в вечном раздвоении. Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить»[10]. Человек сам нарушает равновесие в окружающем мире, разрушая свою зону обитания. Фромм выявляет, что родовая характеристика человека заключается в том, что он убийца. Человеком же человека делает способность преодолевать тягу к убийству, разрушению, например, через сублимацию. Поэтому деструктивность человека, «самая биологически аномальная и филогенетически не запрограммированная злокачественная агрессия», представляет «настоящую проблему и опасность для выживания человеческого рода»[11]. С течением времени человек может убивать, применяя все меньше и меньше усилий. Способы разрушения, подчеркивает Фромм, становятся изощреннее, способы сдерживания остаются все те же, на уровне самосознания. Однако, как правило, деструктивные действия либо прикрываются благими целями, либо происходит сдвиг в осмыслении деструкции и субъект деструкции осознает себя как существо другого порядка, а жертву внутренне отчуждает. Момент трансформации объекта деструкции в чужое служит оправданием. Через акт убийства человек пытается нарушить естественное течение жизни, то есть своеобразно утвердиться в роли творца. Чем более совершенна техника для убийства, тем больше нужно внутренних мотиваций и сил для преодоления деструктивных тенденций.
Фромм достаточно ясно зафиксировал трагическую парадоксальность человеческого бытия: с одной стороны, деструктивность коренится в человеческой природе, а с другой стороны, деструктивность – это реакция, результат взаимодействий «различных социальных условий и искаженной в итоге жизни»[12]. Нетворческий поиск утраченной гармонии с окружающим миром, отказ от собственной воли приводят человека на деструктивный путь освоения действительности.
В качестве частного проявления деструкции, Фромм анализирует особый феномен - бегство от свободы[13]. Потребность в свободе Фромм называет биологической реакцией человека. Отказ от удовлетворения этой потребности ведет к искажению жизни, нейтрализации креативного начала. Вследствие разумности человек, противопоставив себя природе, осознал свою свободу и отказался от нее, от ответственности за свою свободу, встав на путь деструкции.
Фромм полагает, что деструктивность, укоренившаяся со времен неолитической революции, проникла в человеческую природу так глубоко, что возникает иллюзия ее врожденности. Философ подчеркивает биосоциальный и исторический характер у всех деструктивных проявлений человека. Человеческая тяга к деструкции является социально обусловленной: общество задает условия, в которых деструкция становится приоритетной. Продолжая линию классиков Франкфуртской школы, Фромм считает, что деструктивность является “составной частью целостной характеристики общества, а не отдельной чертой поведения изолированного индивида”[14]. Своеобразие позиции Фромма состоит в том, что он подчеркивает исторический характер данного феномена: человек стал деструктивным в ходе истории и социализации.
Таким образом, в ходе нашей реконструкции выявляется, что Фромм подходит к важной идее о том, что деструкция выступает своеобразной формой социализации человека. Здесь возникает замкнутый круг: с одной стороны, социализация человека способствует становлению деструктивности, а с другой – деструктивность индивидов подпитывает социальную деструкцию в целом.
Тезис о неизбежности деструкции и саморазрушении цивилизации, постулируемый в «Диалектике Просвещения», Фромм пробует обосновать теоретически. Любое общество, считает философ, имеет деструктивный заряд, который провоцируется внешними обстоятельствами. Общая направленность социума может быть созидательной, но общество также способно порождать деструктивных по своей сути индивидов. Спонтанные взрывы разрушительности проявляются в результате воздействий внешних обстоятельств: войн, конфликтов, нужды и т. д. Они (взрывы) «обусловлены не человеческой природой, а тем деструктивным потенциалом, который произрастает в определенных постоянно действующих условиях. Однако в результате внезапных травмирующих обстоятельств этот потенциал мобилизуется и дает резкую вспышку. По-видимому, без провоцирующих факторов деструктивная энергия народов дремлет»[15]. В силу образности языка Фромма, словосочетание «деструктивная энергия народов», остается метафорой, которую автор не расшифровывает. Какие свойства этой энергии, кроме того, что она может «дремать»? Есть ли еще какие-нибудь энергии у народов? Какие факторы влияют на деструктивную энергию? Ответы на эти вопросы возможны лишь на уровне догадок. По-видимому, как у отдельных индивидов, так и у социальных групп деструктивность бывает латентная и может никогда не проявляться, если внешние обстоятельства не спровоцируют и не сделают деструктивность ведущим мотивом жизнедеятельности. Тогда правомерно предположить существование вынужденной деструкции, которая проявляется в напряженных ситуациях, и структурной, ищущей повод из латентной стать явной. Можно дополнить, вероятно, логику Фромма тезисов о том, что деструктивной энергии противостоит креативная, для проявления которой также необходима внешняя провокация.
Механизмами деструкции во фроммовской концепции становятся:
1) деиндивидуализирующая идентификация. Логика рассуждений Фромма такова: «спасаясь от экзистенциальной раздвоенности, человек идентифицирует себя со своей социальной организацией и забывает про то, что он личность… Он оказывается в состоянии так называемого «негативного экстаза», он забывает себя, теряет лицо: - не личность, а вещь»[16]. Здесь следует обратить внимание на поиск механизма растворения в обществе. В качестве такового выступает процесс забывания своей индивидуальности. В отличие от Ф. Ницше, позитивно оценивавшего забывание, Фромм считает, что забывание является деструктивным для общества и для личности. В данном пункте можно отметить почти полное совпадение позиций Фромма и Маркузе.
2) формирование индивида, адаптированного (эгоистичного, одинокого и алчного) к деструктивно-ориентированному обществу, которое в своем развитии руководствуется не подлинными интересами человека, а собственными системными потребностями. Такие больные, по выражению Фромма, личности и образуют больное общество с огромным деструктивным потенциалом. Отсутствие условий для личностного роста - фундамент для деструктивного развития.
Итак, деструкция социальных отношений, с точки зрения Фромма, обусловлена отсутствием возможности и способности реализовать потребностей человека. В результате возникают деформированные стремления и влечения непродуктивной ориентации. Эгоистичность, атрофия чувств стимулируют и сопровождают деструкцию. Человек, стремящийся избежать деструкции, пытающийся стать полноценной личностью, противопоставляющий себя обществу, становится объектом деструкции.
Понятие «деструктивность» Фромм использует в разных сочетаниях: «деструктивность отмщения»[17], «экстатическая деструктивность»[18], «поклонение деструктивности»[19]. Особое внимание Фромм уделяет деструктивному характеру - садизму - и деструктивному поведению - некрофилии.
Продолжая изучать выявленное Фрейдом слияние инстинкта жизни и деструктивного влечение в садизме, Фромм разворачивает проблему в социальную плоскость. Он настаивает на том, что австрийский мыслитель дает неверное обоснование как садизму, так и мазохизму, поскольку эти явления носят не столько сексуальный, сколько социальный характер. Тем самым Фромм расширяет границы понятий теории Фрейда. Сущность социального садизма Фромм определяет как страсть, жажду абсолютной власти. Садизм создает иллюзию всемогущества и самореализации. Стремление к власти осуществляется через деструкцию, когда другим способом она не достигается. Этот путь требует наименьших энергетических затрат. Происходит неэквивалентный обмен между садистом и окружающим миром: садист отдает минимум сил, а получает максимум возможностей за счет разрушения как внешнего, так и внутреннего мира.
Фромм проводит глубокий анализ психологических и патологических аспектов садизма. Однако помимо патологии, садиста формирует атмосфера холодности и отчуждения в период социализации, отсутствие заботы в детстве, чувство одиночества, непризнанности и бессилия.
Социально-психологический аспект деструкции Фромм развивает и выражает также в учении о социальной некрофилии. Социальный некрофил – это такой человек, который ориентирован не на жизнь, а на смерть. Сущность некрофилии Фромм исследует на анализе личности Гитлера, отличавшегося такими чертами характера. Они особенно проявились в последние месяцы II мировой войны, констатирует Фромм, когда Гитлер был заворожен зрелищем всеобщего разрушения.
Бессознательные импульсы проявляются в момент катастрофы. Некрофил живёт в своём придуманном иллюзорном мире, где нет необходимости решать сложные проблемы реальной действительности.
Человек с некрофильской ориентацией, анализирует Фромм, испытывает влечение ко всему неживому, грязи, а также и к зеркально обратному варианту неживого: к стерильности и к механизмам. Если жизнь проявляется в развитии и росте, то некрофилы любят всё, что не растет, всё, что механистично. Развивая идею Хоркхаймера и Адорно о приоритете механистичности в деструктивном обществе, Фромм отмечает, что деструктивно-ориентированный индивид, некрофил, стремится превращать органическое в неорганическое, жизнь для него механистична, а люди воспринимаются как вещи.
Некрофильские тенденции, убежден Фромм, демонстрируются не только отдельными людьми, но и деперсонализирующим укладом повседневной жизни. Они глубочайшим образом внедрились во внутренний строй техногенной цивилизации. Вслед за Хоркхаймером, Адорно, Маркузе, Фромм критикует технологическую сторону цивилизации и, как отмечает Б. Парамонов, видит «в западной, технологически ориентированной цивилизации некрофильскую - то есть на смерть ориентированную тенденцию. Сама технология создает такую тенденцию и ориентацию - технология, научно-технический прогресс, без которых современное развитое общество просто не способно выжить. Но и модус его выживания, так сказать, - чрезвычайно двусмыслен»[20]. Техника и технология максимально реализовали себя не столько в улучшении жизни общества, сколько в области массового истребления человечества: «автоматизм деструктивности, в результате которого практически устраняется реальное осознание того, что происходит. Когда процесс уже необратим, для деструктивности не остается никаких преград, ибо никто ведь и не разрушает, просто каждый выполняет свою функцию по обслуживанию машины в соответствии с программными (и, видимо, разумными) целями»[21]. Технологизация и функционализация жизни маскирует, превращает деструкцию в обыденность. Человек тянется к искусственному миру, который оказывается комфортным. Человек сам взращивает в себе черты некрофила, рационально вытесняя из сознания понимание деструкции, оправдывая необходимость разрушения какой-либо идеальной целью.
Итак, Фромм считает, что социальный садизм и социальная некрофилия в ходе истории увеличивают свое воздействие на общество, распространяясь на различные сферы социальной жизни.
Продолжая конкретизацию концепции социальной деструкции Хоркхаймера и Адорно, Фромм усложняет маркузевскую политизацию антропологическим акцентом: деструктивность политики во многом определяется личными качествами и свойствами политических лидеров, политических групп. «Нарциссизм, садизм, жажда неограниченной власти, отчуждение, раболепство, индифферентность, бессознательный отказ от своей личной целостности»[22] - вот неполный перечень деструктивных качеств, оказывающихся влиятельными в политике.
За благими целями политиков стоят, как правило, личные деструктивные импульсы. А популярность политиков поддерживается во многом обманом и личным нарциссизмом [23]. Вдвойне опасно слияние деструктивности и жажды власти в форме садизма. «Среди нас живут тысячи Гиммлеров – пишет Фромм, - когда силы разрушения и ненависти грозят поглотить все общество, такие люди становятся особенно опасными. Ведь они всегда готовы быть для правительства орудием ужаса, пыток и убийств»[24]. Таким образом, объединение политики и патологической деструктивности оборачивается катастрофой. Фромм обстоятельно доказывает на примерах Гиммлера, Сталина, Гитлера и других, что без садистских и некрофильских личностей «не могла бы возникнуть ни одна террористическая система»[25].
Деструктивное влияние политики на общество заключается в том, что именно политика осуществляет господство над человеком. Настоящей целью политики, говорит Фромм, оказывается подавление воли людей.
Фромм солидарен с Маркузе в том, что для нейтрализации социальной деструкции, для перевода ее в продуктивную фазу необходимы радикальные политические изменения, которые смогут вернуть человеку приоритетную роль в социуме. Основное условие заключается в том, что должна быть обеспечена «полная свобода, а господство и эксплуатация в любых видах и формах должны исчезнуть»[26]. Пропагандистские методы манипулирования и раздувания оборонительной агрессии следует заменить на содействие формированию критического мышления у индивидов и групп.
Завершая рассмотрение проблемы источника деструктивности в концепции Фромма, следует отметить, что подробное исследование этапов возникновения и укоренения деструкции и деструктивности в ходе истории человечества, позволяет выдающемуся мыслителю достоверно показать постепенное становление деструктивности как родовой черты человека, которое становится возможным в результате стечения антропологических и социально-исторических предпосылок. В результате анализа генезиса деструкции, Фромм приходит к самому интересному, на наш взгляд, выводу о том, что деструкция есть своеобразная форма социализации: через деиндивидуализирующую идентификацию и формирование эгоистичного индивида с атрофированными чувствами, через различные политические манипуляторные практики происходит социализация, оборачивающаяся деструкцией человека, крайние проявления которой – социальные садизм и некрофилия.
[1] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Минск: ООО Попурри, 1999. – С.188.
[5] См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.: Канон, 1996.
[6] Грицанов А.А., Филиппович А.В. «Анатомия человеческой деструктивности»// История философии:Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – С.34.
[7] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Минск: ООО Попурри, 1999. – С.551.
[13] Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – М.: АСТ, 2004.
[14] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Минск: ООО Попурри, 1999. – С. 206.
[15] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Минск: ООО Попурри, 1999. – С.343.
[20] Парамонов Б. Долг природе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.svoboda.org/programs/rq/2001/rq.69.asp. - (24.12.2004).
[21] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Минск: ООО Попурри, 1999. – С.438.
[23] Там же, С.255.