Глава 4. Э. Фромм: Социум сквозь призму деструктивности человека как родового существа
Все проблемы, занимающие Э. Фромма[1], являются вариацией антропологического вопроса – разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия в совокупности различных его аспектов. Поэтому Фромм не мог обойти одну из самых важнейших тем - проблему человеческой деструктивности. Если З. Фрейд лишь использует термин «деструктивность» как синоним инстинкта смерти, М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно и Г. Маркузе употребляют понятие деструктивности для обсуждения генезиса, признаков и свойств и перспектив деструктивных проявлений в человеке и обществе, но не выделяют и не дают однозначного определения деструктивности, то Фромм, в отличие от своих предшественников, целенаправленно исследует деструктивность, используя это понятие в качестве одного из ключевых в собственной теории личности.
Рассмотрению этого понятия Э. Фромм посвящает свое последнее крупное произведение. В «Анатомии человеческой деструктивности» (1973) философ оформляет целостное представление о специфике философско-антропологической рефлексии. Книга имеет энциклопедический характер: мыслитель анализирует различные биологические, психологические, антропологические концепции о деструктивности человека как агрессивности. В целом проблему человеческой деструктивности Фромм философски переосмысляет на индивидуальном, социальном и общечеловеческом уровнях.
Поскольку Фромм прежде всего антрополог[2], то он меняет угол зрения и рассматривает деструкцию как социальный процесс через деструктивность как качественное определение природы человека. Фромм исходит из того, что свойства индивида производны и вторичны от социума. Следовательно, чтобы изучать человека, нужно изучать общество. Поэтому из элементов анализа социальной жизни можно восстановить осмысление проблемы социальной деструкции.»[3]. Развивая эту мысль в контексте динамики идей Франкфуртской школы, следует отметить, что в трактовке Фромма социальная деструкция предстает как процесс деградации и регресса социума, к которому привела и в ходе которого укоренилась деструктивность.
[1] Э. Фромма можно назвать представителем Франкфуртской школы достаточно условно, поскольку его философские интересы выходят далеко за пределы сфер исследований данного направления. Тем не менее, С 1930 по 1939 г. научная деятельность Фромма была связана с Институтом социальных исследований социальных исследований. С приходом к власти нацистов Фромм эмигрировал в США. С 1969 по 1980 г. жил в Швейцарии, где плодотворно работал вплоть до своей смерти.
[2] Учение Э. Фромма является синтезом франкфуртских, фрейдистских, марксистских, экзистенциалистских и буддийских идей. Однако в центре внимания Фромма всегда остается человек и соответственно антропологический аспект во всех его вариациях. Также образ мыслей Фромма называют позицией радикальных гуманистов, таких, как А. Швейцер и Э. Блох, Э.Ф. Шумахер, Э. Эпплер. Подробнее см.: Элиасберг, Н. Гуманистическая совесть - это страж нашей честности [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ug.ru/02.46/pg4.htm. - (26.10.2006).
[3] При нашей реконструкции концепции Фромма мы опираемся на интересное исследование Е.В. Сатыбаловой. См.: Сатыбалова Е.В. Человеческая деструктивность: основания и формы проявления: Автореф. дисс. …канд.филос.наук. /УрГУ. - Екатеринбург, 2002. – С. 6.