Глава 3. Репрессивная цивилизация Г. Маркузе: парадоксы «деструктивного процветания»
Творчество Г. Маркузе органично впитало в себя влияния Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Ницше и З. Фрейда. Его попытки объединить теорию с практикой реализовались в слиянии идей марксизма и фрейдизма, а также в развитии критической теории основоположников Франкфуртской школы. Используя принцип историзма, Маркузе рассматривает проблему человека и общества в контексте критики западной индустриальной цивилизации. Общество и промышленные системы обеспечения высокой производительности труда, правовое государство и существующие демократические процедуры - все было подвергнуто решительной критике в работах, которые принесли Маркузе всемирную славу: «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда” (1956) и “Одномерный человек: Исследование по идеологии развитого индустриального общества” (1964), написанных философом, будучи уже в эмиграции в США[1].
Во II половине XX века в Америке происходят значительные изменения в обществе, связанные с ускоренным техническим прогрессом. Наряду с экономическими изменениями происходят и социальные: формируется средний класс, представители которого выступили прототипами для образов «репрессивной цивилизации» и «одномерного общества».
В произведении «Эрос и цивилизация» Маркузе, опираясь на философские взгляды Фрейда, анализирует становление репрессивной цивилизации, чтобы прогнозировать будущее. Как пишет А. Юдин, Маркузе пытается заглянуть «за пределы того будущего, которое готовит себе современное общество … чтобы увидеть возможность (а не вероятность) "трансцендирования" установившегося культурного универсума»[2]. В следующей книге «Одномерный человек» Маркузе сосредоточивается на анализе современного индустриального общества, в которой человек находится под тотальным контролем. «Отсюда надрывность тона Маркузе, обильное употребление им сослагательного наклонения и политическая воззвательность текста»[3], - заключает А. Юдин.
Маркузе, как и старшие франкфуртцы, не называет свои взгляды концепцией социальной деструкции, однако в ходе исследования индустриального общества явственно видны контуры его собственной трактовки социальной деструкции. Взяв за основу логику «Диалектики Просвещения», он продолжает исследование разрушительных проявлений цивилизации. Эта преемственность выражается в том, что Маркузе развивает начатый Хоркхаймером и Адорно анализ двух форм деструкции: абсолютной и относительной. Абсолютную деструкцию и, следовательно, телеологический аспект данного феномена Маркузе раскрывает на примере развития современного индустриального общества, которое становится одномерным, то есть тоталитарной системой господства и завуалированного рабства. Итогом данного процесса может стать полное самоуничтожение этого общества. Относительная деструкция или деструктивность в функциональном аспекте выявляется в процессе изучения генезиса и развития принципа господства, лежащего в основе человеческого общества. В результате она предстает как реформирующий потенциал общества, который способствует - во взаимодействии с производительностью - обновлению и изменению общества на протяжении всей человеческой истории.
[1] Г. Маркузе в 1934 году эмигрировал в США, где он остался жить, так никогда и не вернувшись в Германию. В США, особенно после выхода «Одномерного человека», Маркузе приобрел широкую популярность, став идеологом студенческого движения 1960-х годов. Через 24 года после своей смерти (в 1979 г.) его прах был погребен на одном из берлинских кладбищ, недалеко от могил Г.Гегеле и И.Фихте (Доротеенштедтише Фридхоф).
[2] Юдин А. Парадоксы великого отказа // Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М., 2003 –С.518.