Глава 1. Истоки концепции социальной деструкции
Философия Франкфуртской школы – своеобразное явление западноевропейской критической мысли, вобравшее в себя различные теоретические достижения предшественников. В комментаторской литературе общепринятым моментом является констатация значительного воздействия на творчество франкфуртцев К. Маркса, М. Вебера, Д. Лукача, М. Хайдеггера. Однако если мы рассматриваем Франкфуртскую школу с точки зрения формирования концепции социальной деструкции, то следует подчеркнуть, что решающее влияние, на наш взгляд, оказали: идея негативности Г.В.Ф. Гегеля, идея жестокости Ф.Ницше и идея инстинктов жизни и смерти З.Фрейда.
Выбор вышеперечисленных философов, основывается, прежде всего, на свидетельствах самих франкфуртцев. Важность изучения идей Гегеля для решения проблемы социальной деструкции подчеркивается в «Диалектике Просвещения»: во-первых, разрушительную «безудержность» ХIХ века «констатировал уже Гегель», а, во-вторых, благодаря «понятию определяющей негации Гегелю удалось выделить некий элемент, отличающий Просвещение от того позитивистского распада, к которому он его причисляет…»[1].
Что касается философии Ницше, то Хоркхаймер и Адорно отмечают, что ему «как немногим со времен Гегеля, удалось постичь диалектику Просвещения»[2], став критиком буржуазной современности, связанной с традициями Просвещения. Маркузе также признает мощное влияние «освежающего ветра мыслей Ницше, вторгшегося в Закон и Порядок»[3].
Философия Фрейда оказала значительное влияние на младших представителей Франкфуртской школы: Г. Маркузе и Э. Фромма. Маркузе почитает основателя психоанализа и пишет, что его собственный теоретический интерес - «не в улучшении или исправлении концепций Фрейда, но в раскрытии их философских и социальных импликаций»[4] для того, «чтобысквозь призму концепции Фрейда увидеть зрелое состояние цивилизованного рода»[5]. Фромм также дает высокую оценку творчеству Фрейда: «открытия бессознательных процессов, а также динамической структуры личности позволили Фрейду высветить радикально новые, глубинные корни человеческого поведения»[6]. Маркузе и Фромм, основываясь на фрейдовской терминологии и учении об Эросе и Танатосе, развивают свои версии осмысления социальной деструкции.
Влияние этих философов проявилось не только в анализе их наследия, но и при поиске франкфуртцами истоков собственных теоретических оснований. В данном случае, мы опираемся на позицию Г. Маркузе, который, описывая историю европейской мысли в ходе философской саморефлексии, уделяет наибольшее внимание трем фигурам: Гегелю, Ницше, Фрейду[7].
Таким образом, для наиболее полной реконструкции[8] концепции социальной деструкции надлежит проанализировать идеи Гегеля, Ницше, Фрейда, ставшие отправной точкой в осмыслении данной проблемы представителями Франкфуртской школы.
[1] Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. - М.- СПб.: Медиум, Ювента,1997. – С. 40. В этом и последующих абзацах мы приводим лишь некоторые высказывания из множества других, подтверждающих данные тезисы.
[3] Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: АСТ, 2003 – С.477.
[6] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - Минск: ООО Попурри, 1999. – С.114.
[7] См.: Г. Маркузе Философская интерлюдия // Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: АСТ, 2003 – С.96-114.
[8] Выбранный нами метод реконструкции можно называть по-другому. Например, Б.В. Емельянов, К.Н. Любутин, Ф.А. Сим в работе «История философии. Введение в курс лекций», анализируя историко-философские методы, пишут о «методе ретроспективного моделирования философских школ, течений…». // Емельянов Б.В., Любутин К.Н., Сим Ф.А. История философии. Введение в курс лекций. – Петропавловск: СКГУ, 1994. – С.27.