Письмо Вальтера Ульбрихта от 11.02. 1957 Эрнсту Блоху
Из Вашего “Открытого письма” явствует, что Вы связываете два различных вопроса. Между нами и Вами есть расхождения по философским проблемам. Это не новость, так как давно известны Ваши философские взгляды, не согласующиеся с основными принципами марксистской философии и не воспитывающие наших студентов активными и сознательными строителями социализма в ГДР. О Ваших философских взглядах был бы желателен настоящий обмен мнениями. К сожалению, Ваше прежнее поведение препятствовало научным дискуссиям о Ваших философских воззрениях. Вопрос, бывший поводом для “Открытого письма” парторганизации, задевает скорее не философию, а Ваше отношение к политике рабоче-крестьянской власти.
Ваша позиция по отношению к общественно-научному курсу Основ, являющимся основой обучения социалистических кадров в наших университетах и высших школах, противоречит решениям Государственного секретариата по высшему образованию. Вашим обозначением общественно-научного курса Основ как “узкоколейного образования” Вы пытаетесь принизить значение марксизма-ленинизма в глазах многих студентов. Тем самым Вы содействуете враждебному требованию отмены общественно-научного курса Основ. Вместо того чтобы предоставить Ваш долголетний опыт преподавателя высшей школы в распоряжение доцентов и ассистентов общественно-научного курса Основ, Вы, не прослушав ни разу подобной лекции, благодаря критике стали рупором противников наших социалистических вузов. Уже на конференции делегатов партийной организации университета им. К. Маркса указывалось на то, что Вы, вероятно, не пришли бы к таким оценкам общественно-научного курса Основ, если бы глубже познакомились с наукой марксизма-ленинизма. Мои замечания в Лейпциге были ответом на затруднения студентов по поводу Вашего выступления.
Ваше политическое мнение выражается также и в Вашей реакции по поводу ареста агента Хариха. Хотя в коммюнике Генеральной прокуратуры определено, что речь идет о Харихе как руководителе группы, поставившей своей целью подрыв и разрушение нашего социалистического государства, Вы не дистанцировались от агента Хариха. Это было бы тем более необходимо, так как самым широким кругам интеллигенции известно Ваше дружеское отношение к Хариху. Вы делали как раз противоположное и характеризовали Хариха как “джентльмена” уже после опубликования коммюнике Генеральной прокуратуры.
Подобное мнение не имеет ничего общего с философией. Оно свидетельствует скорее о недоверии нашим государственным органам и плохо соединимо с долгом преподавателя высшей школы. Тем тяжелее ваше поведение в случае с Харихом, поскольку события в Венгрии должны были бы и Вам прояснить, куда ведет путь, который хотела проложить в ГДР группа агентов Хариха. Население ГДР благодарно СЕПГ и правительству за то, что они разгромили выступавшие под маской “свободы” контрреволюционные устремления.
Вы ссылаетесь в Вашем “Открытом письме” на то, что правительством ГДР Вам была присуждена Национальная премия за Вашу научную деятельность. Я могу Вас заверить, что я, точно так же, как и другие члены правительства, был за это награждение и считаю его правильным, хотя не согласен с Вашими философскими взглядами. Из этого вы могли понять, что при современных расхождениях с Вами речь идет не о Ваших философских взглядах, а о Вашем отношении к политике нашей рабоче-крестьянской власти. О философских вопросах следовало бы уже давно провести в Лейпциге научную дискуссию.
Если же Вы как преподаватель высшей школы и руководитель Института философии университета им К. Маркса настраиваете сотрудников института и студентов против общественно-научного курса Основ и не в состоянии правильно оценить взгляды Хариха, которые он уже раньше излагал Вам, то это должно было привести к конфликту внутри института.
Из моего изложения Вы могли понять, что мы продолжаем оказывать Вам уважение. Вы имеете возможность представлять в журналах или в публичных дискуссиях Ваши философские воззрения, так же как другие ученые имеют право опровергать их.
В университетском институте необходимо проводить решения правительства и распоряжения Государственного секретариата по высшей школе, чтобы студенты могли достичь поставленной учебной цели.