На главную Карта сайта Написать

Путешествие за границу как упражнение в садомазохизме

 1. Путешествие в зарубежье, особенно дальнее, традиционно воспринимается российскими гражданами как позитивный момент их личной и социальной биографии, как признак опреде­ленного культурного статуса и экономического успеха. Однако для различных категорий туристов, и особенно для представителей среднего класса, данная ситуация может иметь разные и далеко не однозначные последствия. Здесь обнаруживается несколько моментов, дающих повод к серьезным размышлениям о пользе и вреде зарубежного туризма.

2. Путешествие в будущее или возвращение как травма. Одним из наиболее притягательных моментов в путешествии яв­ляется переживание неодновременности, попадание в совершенно иные - по сравнению с российской - национальные культуры и реалии. Однако если зарубежное прошлое - как музейное - может восприниматься спокойно, то зарубежное настоящее (прежде всего экономическое и социальное) воспринимается - по сравнению с собственным отечественным настоящим - как будущее. Путе­шествие за границу (прежде всего в развитые страны) - это пу­тешествие в будущее, которое начинает особенно остро ощу­щаться в процессе возвращения. Турист вдруг обнаруживает, что его родное российское настоящее всегда будет прошлым по отно­шению к зарубежному настоящему. Он начинает понимать, что обречен жить в двух измерениях, но то, в котором он существует повседневно, оказывается далеко превзойденным тем, которое он увидел в момент своего кратковременного отдыха. Эта травма возвращения или жизнь в «настоящем прошлом» становится постоянным спутником всех последующих размышлений о своей стране.

3. Незримая граница. В процессе возвращения (в буквальном и переносном смысле) такой турист ощущает также наличие гра­ницы - в виде таможенника (пограничника), который сурово спра­шивает у вас, с какой целью вы прибыли на родину, резкого изме­нения взаимоотношений между людьми, а чаще - в виде незри­мого, но от этого не становящегося менее реальным железного финансового занавеса. «Невидимая рука» рыночных отношений неуклонно выстраивает эту стену в виде недостижимых для многих россиян цен на зарубежные поездки. Поэтому осознание того фак­та, что «другая жизнь» находится всего в 3-5 часах полета на самолете, но достичь ее можно крайне редко, приводит к добро­вольному или вынужденному принятию этой дистанции как пос­тоянной и неуничтожимой границы. Неприятие этой дистанции оз­начает принятие решения об эмиграции (внутренней или внешней).

4. Любят или не любят? Оставшаяся со времен существо­вания СССР особая туристическая логика заставляет многих пу­тешествующих пристально вглядываться в отношение к себе граж­дан той страны, куда туристы отправились путешествовать. Даже отдельное фиксирование достаточно прохладного отношения к россиянам, о котором их предупреждали газеты на родине, стано­вится поводом для обобщающего суждения: «Нас в такой-то стра­не не любят...» Размышление в таких глобальных масштабах и по такой логике не может сделать туриста счастливым - он начи­нает понимать, пусть и в превращенной форме, что ни о каком братстве и общечеловеческих ценностях говорить нельзя. Так в болезненном воспоминании-переживании происходит избавление от некоторых черт советской ментальности и так советская ту­ристическая логика уничтожает самоё себя. Бегство от российс­кой действительности дало туристу передышку на две недели, но не сделало его более счастливым - наоборот, он начинает пони­мать невозможность счастья ни там, на Западе, ни здесь, в России. «Нигдейность» становится чертой современного российского ту­ристического самосознания. Примеры с А.И.Герценом и А.А.Зиновьевым вдруг начинают подтверждаться собственным опытом, а мировоззрение такого туриста становится все более и более экзистенциалистским.

5.   Таким образом, зарубежный туризм, несмотря на все свои плюсы, становится механизмом развития комплекса национальной неполноценности, который находит свое выражение и разрешение в самых различных вариантах. Этих вариантов может быть множество: от тендерного национализма - «да, у нас многое плохо, но наши женщины - самые красивые (в Европе, мире и т.д.)», идеализации прошлого - «раньше нас боялись и уважа­ли.. .», до географического компромисса - «надо работать здесь, а отдыхать там» и полного «как бы забывания» существования иных миров... Наиболее же мудрые граждане предпочитают или вообще не путешествовать, или же выезжать на природу (дачу) и в соседнюю область, сочетая новизну впечатлений с сохранением внутренней гармонии. Так возникает парадоксальная ситуация: уход в приватную сферу и в региональный отечественный туризм обеспечивает высокую самооценку и внутреннее равновесие, а сравнение культур (цивилизаций), т.е. попытка выхода на уровень абстрактно-теоретических обобщений в ходе воспоминаний о зарубежной туристической поездке, делает индивида несчастным. Однако, несмотря на это, такой индивид вновь стремится в путешествие, т.е. к получению новых позитивных переживаний, но по возвращению его комплекс неполноценности усиливается, и так замыкается (и снова воспроизводится) этот садомазо­хистский круг.

 

* Сергей Евгеньевич Вершинин -д-р филос. наук, профессор, веду­щий научный сотрудник Института философии и права УрО РАН (г. Ека­теринбург).

©С.Е.Вершинин,2003