Путешествие за границу как упражнение в садомазохизме
1. Путешествие в зарубежье, особенно дальнее, традиционно воспринимается российскими гражданами как позитивный момент их личной и социальной биографии, как признак определенного культурного статуса и экономического успеха. Однако для различных категорий туристов, и особенно для представителей среднего класса, данная ситуация может иметь разные и далеко не однозначные последствия. Здесь обнаруживается несколько моментов, дающих повод к серьезным размышлениям о пользе и вреде зарубежного туризма.
2. Путешествие в будущее или возвращение как травма. Одним из наиболее притягательных моментов в путешествии является переживание неодновременности, попадание в совершенно иные - по сравнению с российской - национальные культуры и реалии. Однако если зарубежное прошлое - как музейное - может восприниматься спокойно, то зарубежное настоящее (прежде всего экономическое и социальное) воспринимается - по сравнению с собственным отечественным настоящим - как будущее. Путешествие за границу (прежде всего в развитые страны) - это путешествие в будущее, которое начинает особенно остро ощущаться в процессе возвращения. Турист вдруг обнаруживает, что его родное российское настоящее всегда будет прошлым по отношению к зарубежному настоящему. Он начинает понимать, что обречен жить в двух измерениях, но то, в котором он существует повседневно, оказывается далеко превзойденным тем, которое он увидел в момент своего кратковременного отдыха. Эта травма возвращения или жизнь в «настоящем прошлом» становится постоянным спутником всех последующих размышлений о своей стране.
3. Незримая граница. В процессе возвращения (в буквальном и переносном смысле) такой турист ощущает также наличие границы - в виде таможенника (пограничника), который сурово спрашивает у вас, с какой целью вы прибыли на родину, резкого изменения взаимоотношений между людьми, а чаще - в виде незримого, но от этого не становящегося менее реальным железного финансового занавеса. «Невидимая рука» рыночных отношений неуклонно выстраивает эту стену в виде недостижимых для многих россиян цен на зарубежные поездки. Поэтому осознание того факта, что «другая жизнь» находится всего в 3-5 часах полета на самолете, но достичь ее можно крайне редко, приводит к добровольному или вынужденному принятию этой дистанции как постоянной и неуничтожимой границы. Неприятие этой дистанции означает принятие решения об эмиграции (внутренней или внешней).
4. Любят или не любят? Оставшаяся со времен существования СССР особая туристическая логика заставляет многих путешествующих пристально вглядываться в отношение к себе граждан той страны, куда туристы отправились путешествовать. Даже отдельное фиксирование достаточно прохладного отношения к россиянам, о котором их предупреждали газеты на родине, становится поводом для обобщающего суждения: «Нас в такой-то стране не любят...» Размышление в таких глобальных масштабах и по такой логике не может сделать туриста счастливым - он начинает понимать, пусть и в превращенной форме, что ни о каком братстве и общечеловеческих ценностях говорить нельзя. Так в болезненном воспоминании-переживании происходит избавление от некоторых черт советской ментальности и так советская туристическая логика уничтожает самоё себя. Бегство от российской действительности дало туристу передышку на две недели, но не сделало его более счастливым - наоборот, он начинает понимать невозможность счастья ни там, на Западе, ни здесь, в России. «Нигдейность» становится чертой современного российского туристического самосознания. Примеры с А.И.Герценом и А.А.Зиновьевым вдруг начинают подтверждаться собственным опытом, а мировоззрение такого туриста становится все более и более экзистенциалистским.
5. Таким образом, зарубежный туризм, несмотря на все свои плюсы, становится механизмом развития комплекса национальной неполноценности, который находит свое выражение и разрешение в самых различных вариантах. Этих вариантов может быть множество: от тендерного национализма - «да, у нас многое плохо, но наши женщины - самые красивые (в Европе, мире и т.д.)», идеализации прошлого - «раньше нас боялись и уважали.. .», до географического компромисса - «надо работать здесь, а отдыхать там» и полного «как бы забывания» существования иных миров... Наиболее же мудрые граждане предпочитают или вообще не путешествовать, или же выезжать на природу (дачу) и в соседнюю область, сочетая новизну впечатлений с сохранением внутренней гармонии. Так возникает парадоксальная ситуация: уход в приватную сферу и в региональный отечественный туризм обеспечивает высокую самооценку и внутреннее равновесие, а сравнение культур (цивилизаций), т.е. попытка выхода на уровень абстрактно-теоретических обобщений в ходе воспоминаний о зарубежной туристической поездке, делает индивида несчастным. Однако, несмотря на это, такой индивид вновь стремится в путешествие, т.е. к получению новых позитивных переживаний, но по возвращению его комплекс неполноценности усиливается, и так замыкается (и снова воспроизводится) этот садомазохистский круг.
* Сергей Евгеньевич Вершинин -д-р филос. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии и права УрО РАН (г. Екатеринбург).